Второе из блаженств, произнесенных Иисусом Христом, звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они будут утешены» (Матфея 5:4). Как и предыдущее блаженство, оно звучит парадоксально для обычных земных людей. Но постараемся поразмыслить и понять, что хотел сказать нам Небесный Учитель. Тем более, что в помощь нам и многие другие места из Священного Писания, которые дополняют и раскрывают слова Иисуса; ибо Автор всей Библии один – Дух Святой.
Возможно, первым плачем на земле был плач Евы над бездыханным телом сына Авеля, убитого старшим братом Каином. Но, может быть, Адам с Евой еще тогда плакали, когда Ангел Божий навсегда выдворял их с Эдемского сада, и они в последний раз смотрели на неописуемую красоту самим Господом насажденного сада, который для них был первым земным домом.
Во всяком случае, плач – это закономерный результат или плод отступления человечества от Бога и нарушения людьми Его вечных и непоколебимых заповедей.
Но вот что интересно: Бог сделал так, что в плодах наших грехов содержится наше лекарство! Люди совершили самый тяжелый и страшный грех за всю свою историю: распяли Сына Божьего Иисуса Христа. Однако святая кровь Иисуса, которая течет из Его ран, омывает и очищает грехи всех, участвовавших в распятии Христа и раскаивающихся в соделанном (ибо все человечество и каждый из нас в отдельности своими грехами участвовали в Его распятии). Люди растрачивают данное им Небесным Отцом наследство подобно блудному сыну, но происходящее в их жизнях бедствие и приходящее в результате полное банкротство, осознание полной бессмысленности прожитой жизни и безнадежности, возвращает их к Отцу, Который долготерпеливо ожидает, прощает, принимает и дарует нам все права сыновства. Часто люди физически болеют в результате греховной жизни, но болезни смиряют и сокрушают нас и приводят к отрезвлению, и мы всем сердцем и с детской верой обращаемся к Богу в молитве со слезами за помощью и исцелением. Плач, как результат осознания наших грехов и отступления от Господа, очень необходим и хорош по своей сути, если только искренен, честен и от всего сердца. Это истинное лекарство для нашей души.
Если мы честны перед Богом и достаточно мудры, чтобы правильно понимать происходящее, то у нас всегда есть очень много причин для плача. Когда посмотрим на окружающий мир, то видим духовным зрением вместе с пророком: «Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Осии 4:2). «И сказал я: беда мне, беда мне! Увы мне! Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!» (Исаии 24:16-17; смотри также: Иер 9:1-6; Рим 3:10-18 и т.д.). Сейчас это происходит по всему миру, среди всех народов и на каждом социальном уровне.
Когда посмотрим на себя, то нередко можем сказать вместе с апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Римлянам 7:15-24). И еще: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). Осуещение, жажда комфорта и удовольствий, современное идолопоклонство, которое выражается очень часто в любостяжании, стали обычным стилем жизни людей по всему миру. Люди живут по плоти, исполняя ее пожелания-похоти и удовлетворяя свои амбиции, и при этом совершенно отсутствуют даже малейшие понятия о духовной жизни.
Мудрость, которая от Господа, открывает глаза на истинное положение дел, а потому: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклесиаста 1:18). Но печаль и скорбь – это не суета, как все остальное земное. Мудрый – всегда реалист. Он не пессимист, потому что всегда сохраняет надежду на Господа. И не глупый оптимист, о котором говорят в притче, что, когда он упал с небоскреба и летел где-то на уровне пятидесятого этажа, то громко говорил: «Отлично, все хорошо, даже несмотря на то, что я поскользнулся и упал!».
Однажды Бог открыл пророку Иезекиилю обычно скрытую для всех людей картину из параллельного духовного мира при совершающихся Божьих судах на земле. «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей… И сказал Господь (Ангелу с прибором писца): пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на лицах людей, скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А другим сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет глаз ваш, и не щадите: старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезекииля 9:1-6). Мир «прогрессировал», люди без конца искали все новых всяких разнообразных удовольствий, но среди общего шума и суеты цивилизации были те, кто, смотря на окружающее, скорбел о тяжело воздыхал, предвидя неизбежный конец. Этих скорбящих не любили веселящиеся, от них дистанцировались, насмешки летели в их сторону при всяком упоминании о них, их выталкивали на задворки, чтобы не портили общую оптимистическую картину. Но на них ставит Свою спасительную печать Господь Бог!
Есть время, когда мы ничего не можем сделать для преображения окружающего нас мира, утопающего в грехах, пороках и всяких беззакониях. В это время для каждого верующего достаточным подвигом перед Богом является «хранить себя неоскверненным от мира» (Иакова 1:27). Господь сказал верующим Фиатирской церкви: «Не наложу на вас другого бремени (обязанности), только: то, что имеете, держите, пока приду» (Откровение 2:24-25).
В такое время Господь избирает для Себя кого-то из людей, подобно пророку Илии, на служение провозглашения Своего слова и свидетельства пребывающей правды Божьей в силе Духа Его. Но это, как правило, единичные Божьи служители в подобной ситуации. Остальных «семь тысяч человек», которые не преклонились перед современными идолами, подобно остальным людям, кто скорбит и плачет перед Богом о всеобщем отступлении и моральном разложении, – их знает каждого по имени только Господь Бог (3-я Царств 19:18). И Он запечатлевает их «обетованным Святым Духом» (Ефесянам 1:13) перед совершением судов над беззаконным миром.
«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть» (2-е Коринфянам 7:10) – пишет апостол Павел. Среди людей часто встречается плач уязвленного самолюбия, который обнаруживает пышно цветущую гордость. Есть плач о недостигнутых земных целях, который говорит об отсутствии смирения перед Господом. Есть плач о неудовлетворенных желаниях, говорящий о жизни по плотским похотям. Есть плач отчаяния и безысходности, свидетельствующий о потере веры и надежды. Все перечисленное и другое тому подобное – печаль и плач мирские, которые производят духовную смерть и приводят к вечной смерти.
В отличии от этого, плач по Богу орошает почву нашей души и делает ее способной произрастить семена Божьей благодати. Слезы сокрушения и покаяния, слезы, рождающиеся от жажды видеть лицо Божье, слезы ходатайства о ближних перед Господом, слезы умиления при созерцании Его величия и славы и любви, слезы сопровождающие наши прошения и моления к Отцу Небесному – все вышеперечисленные и другие им подобные действуют как живительные капли дождя, падающие на пересохшую землю. Такие слезы угодны Господу; как большую драгоценность Он собирает их и записывает в памятной книге на небесах. «Положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?» (Псалом 55:9).
«Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует (ропщет, негодует, печалится, плачет) человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали, – Ты не пощадил. Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил; Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша; сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов. Разинули на нас пасть свою все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение – доля наша. Потоки вод изливают глаза мои о гибели дочери народа моего. Глаз мой изливается и не перестает, ибо нет облегчения, – пока не призрит и не увидит Господь с небес» (Плач Иеремии 3:37-50).
В свое время, Бог отвечает плачущим перед Ним и дает им переживать радость спасения и обретения благословений. «Сеявшие со слезами – будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Псалом 125:5-6). Он с большой радостью даст им найти Себя, чтобы утешиться и возрадоваться в Его присутствии. «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому… Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне: «где Бог твой?»… Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога! Ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего!» (Псалом 41).
После завершения существования нашего временного мира, при вступлении спасенных в вечное наследство на Новом Небе и Новой Земле, Сам Бог «отрет всякую слезу с глаз их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). Аллилуйя!!! Аминь!!!
(Сергей Тупчик, «Размышления».)