Нередко люди допускают в своей жизни такой грех, который на страницах Священного Писания квалифицируется как оскорбление или огорчение Святого Духа. Апостол Павел пишет об этом церкви в городе Ефесе: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:30).
Оскорбление Духа Святого – это уже совершение прямого греха, конкретное преступление против законов, заповедей и уставов Божьих.
Всякий грех оскорбляет Божий Святой Дух.
ИСТОРИЯ АНАНИИ И САПФИРЫ
По мере моего духовного взросления, однажды Дух Святой открыл мне эту известную евангельскую историю в совершенно новом ракурсе, который является замечательной иллюстрацией к рассматриваемой теме. Оказывается, сразу же после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, в самом начале существования Новозаветней Церкви, Бог очень ясно продемонстрировал Свое принципиальное отношение ко всякому греху. Об этом мы читаем в истории об Анании и Сапфире (Деяния Апостолов 5:1-11).
В то время Дух Святой только что сошел на землю и первых учеников и пребывал среди них во всей силе и великолепии Своей славы. Апостолами совершались многие чудеса и знамения: больные различными болезнями исцелялись, одержимые нечистыми духами получали освобождение, даже некоторые мертвые воскресали. Большое количество народа приходило послушать учеников Иисуса Христа и получить сверхъестественную помощь в своих нуждах и проблемах. Из-за большого наплыва людей апостолы физически не успевали подойти к каждому и помолиться с возложением рук. Потому люди брали у апостолов что-то из их гардероба или личных вещей и приносили больным, клали на них, – и больные получали исцеление!
Информация о таком проявлении силы Божьей расходилась среди жителей Иерусалима и за его пределами. Каждый день приходило большое количество людей, чтобы самим лично увидеть совершающиеся чудеса. Другие хотели получить помощь. И все слушали проповедь апостолов об Иисусе, затем многие из них каялись и исповедовали свои грехи, крестились и получали Духа Святого, таким образом присоединяясь к церкви Христа.
Священное Писание не дает нам много информации о жизни церкви того времени. Поэтому мы не знаем, каким образом родилась среди верующих людей инициатива о том, чтобы продавать свои дома и имущество и вырученные от продажи деньги приносить в церковь, отдавая в распоряжение апостолам. Одно ясно: такого требования или повеления не было со стороны Господа по отношению к уверовавшим в Него людям. Я думаю, что это была человеческая реакция в ответ на сильные и многочисленные проявления силы и славы Божьей: уверовавшие люди захотели таким образом как бы отблагодарить Господа за спасение и совершаемые для них блага, демонстрировали свое решение далее жить уже не для себя, но для Господа. Потому они избавлялись от всяких излишних материальных накоплений и богатства, оставляя себе для жизни только лишь самое необходимое.
В таких случаях, хотя Господь и не давал прямого повеления для совершения подобных действий, но если верующие в Него люди сами принимают решения о подобных жертвах и приносят Ему, – Он их принимает.
Среди всеобщей эйфории и своеобразного ажиотажа, наполнявшего в то время иерусалимскую церковь, находилась одна семейная пара, которая была очень непохожа на других. Звали их Анания и Сапфира. Они были уж очень эмоционально стойкими, здравомыслящими, рассудительными, рациональными и совершенно не поддавались внешнему влиянию, настроениям, господствующим среди людской массы.
Они смотрели на верующих, которые все имущество и деньги, заработанные нелегкими трудами за многие годы, приносили в церковь и отдавали на благотворительность, и говорили сами себе: неправильно это! Ведь вы многие годы с молитвами усердно трудились, зарабатывая это, и теперь так просто отдаете?!
Когда же в церкви стали бесплатно кормить всех голодных, то церковь переполнилась бедняками и нищими разного рода: одни из-за серьезных причин были в нужде, другие же просто не желали работать и всегда были готовы воспользоваться даром предоставляемыми благами. Я думаю, что Анания и Сапфира осуждали проявляемую добродетельность без рассудительности и, может быть, сравнивали сложившуюся ситуацию с той, которая приснилась во сне фараону: худые коровы съели жирных коров, и при этом нисколечко не поправились. Так, рассуждали они, будет с бедняками и жертвуемым для них имуществом: они все съедят, даром предоставляемое им, и после этого останутся такими же бедными, какими были до сих пор. А тем, кто все свое заработанное продал и отдал для этих бедняков, придется начинать жизнь как бы сначала. Нужно сказать, что подобными рассуждениями они не согрешили перед Господом, и допускаю, что в чем-то их позиция была более здравой, чем у многих других учеников.
Потому Анания и Сапфира приняли такое решение: они также готовы были продать свое имущество и принести большое пожертвование в церковь. Но не все деньги, вырученные от продажи имущества, а некоторую немалую часть. Они были уверены, что рано или поздно схлынет волна эйфории, и вместе с сокращением потока финансов придет отрезвление, и тогда они, в отличие от других, будут иметь некоторый капитал, чтобы снова раскручивать свой бизнес. Таким пониманием и соответствующими действиями они также не согрешили перед Богом. Апостол Петр так и сказал им: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деяния 5:4).
Когда же после продажи пришло время принести пожертвование в церковь апостолам, вдруг перед Ананией и Сапфирой стал вопрос: как же они будут выглядеть перед другими людьми? Все христиане продают и все деньги от продажи приносят в церковь. А они продали и принесли только часть из вырученной суммы. Люди начнут разговаривать за их спинами, осуждать, показывать на них пальцами, говорить приблизительно так: вот жадные, для Господа им жалко! Он за них жизнь отдал, Духа Святого излил, столько чудес и знамений творит, а им своих денег для Господа жалко. И никакие аргументы и рассуждения не будут услышаны, поняты и приняты. В этом они были абсолютно правы.
Тогда супруги решили пойти на маленькую, как им казалось, безобидную ложь: во время передачи пожертвования сказать, что именно за такую сумму, какую жертвуют, они продали свое имущество. То есть, что они всю сумму от продажи принесли в пожертвование, как это делали другие.
Они оправдывали себя приблизительно так: разве мы этим маленьким обманом кого-то обкрадываем? Разве против кого-то мы этим совершаем преступление? Не является ли это нашим личным вопросом??? Мы только совсем немножко обманули, чтобы таким образом с помощью лжи скрыть от окружающих людей реальную ситуацию; подобно как женщины накладывают макияж на лицо, чтобы выглядеть лучше перед внешними. И кому какое дело до того, как на самом деле они поступили. Так им казалось.
Одного они не учли: Дух Святой в это время во всей полноте и силе излился на первую церковь, действовал могущественно в исцелениях больных, изгнании нечистых духов, проявлении разных других чудес и знамений. Такое переполнение присутствием Святого Духа имело соответствующие последствия: так как Дух Божий по Своему характеру абсолютно Святой, то Он не терпит никаких компромиссов и не соглашается с присутствием любого греха в Своем непосредственном окружении. Дух Святой имеет свойство, подобно огню, выжигать любой грех, который осмелится появится на территории Его господства. Дух Святой – это Бог, Он знает все явное и тайное, и в человеческих доказательствах не нуждается.
Потому, когда Анания пришел со своим пожертвованием к апостолу, Петр, будучи исполнен Духа Святого, говоря и действуя полностью под Его вдохновением и руководством, тотчас с ужасом сказал ему: “Как вы осмелились обманывать Дух Святой?!” Это не было информацией, какую Петр получил от каких-то осведомителей – апостол в этом совершенно не нуждался. В этот момент ему было дано откровение от Духа о совершенном супругами поступке и согласии на обман.
Апостол Петр не знал, что произойдет далее, как Дух Святой отреагирует на обман. Поэтому мгновенная смерть Анании была для него неожиданностью, как и для всех других окружающих. Видя наказующее действие Духа по отношению к мужу, он понимал, что то же самое произойдет и с его женой, а потому ей он успел сказать об этом.
Совсем маленький, никого не обижающий и не обкрадывающий обман, – и какой острой и непримиримой была реакция Духа! Тем самым Дух Святой показал Свое принципиальное отношение к любому греху: Он любой грех категорически не приемлет! Потому и называется: Святой Дух.
Часто я слышу молитвы верующих людей о ниспослании Духа, причем в такой мере, как это было в день Пятидесятницы. Но если бы Господь ответил и именно в такой полноте и силе пришел к нам, то много ли из нас остались бы в живых? И вообще, было ли бы кому похоронить всех умерших? Действительно, как однажды отвечал Христос ученикам: «не знаете, чего просите» (Матфея 20:22).
Благодарение Господу, что, однажды ясно продемонстрировав Свое отношение ко греху, Он больше так не поступал с теми, кого помиловал и спас. Во всей дальнейшей истории Церкви Дух Святой действовал гораздо более снисходительно и милостиво к согрешениям людей. Он смотрит на нас через Иисуса, а потому без конца милует, прощает, снисходит, покрывает все наши прегрешения, немощи, ошибки, заблуждения и прочее тому подобное.
Но это совершенно не означает, что у Него изменилось отношение ко греху! Никак нет! По отношению к греху Дух Святой в принципе Своего отношения не поменял: всякий грех – большой и маленький – противен Ему и строит стену, разделяющую нас с Богом. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Исаии 59:1-2).
НЕ ОТСУТСТВИЕ ГРЕХА, А ОТНОШЕНИЕ КО ГРЕХУ
Во время молодости, когда в моей жизни уже произошло личное посвящение на служение Господу, я часто слушал духовные беседы старших, опытных, седовласых служителей и, смотря на них, завидовал им: мне казалось, что они уже полностью победили свою плоть, научились отвергать всякий грех и теперь постоянно пребывают в состоянии святого покоя и безмятежности. Теперь у них уже нет проблем. Ну а мне, молодому верующему, без конца нужно воевать и бороться с искушениями, восстающими на душу, причем при этом я нередко спотыкаюсь и проигрываю. И думал я: как хорошо им! И когда же я, наконец, достигну такого беспроблемного состояния?!
Так я думал по своей молодости, и теперь, перешагнув порог шестидесятилетия, понимаю, что в этих своих мыслях был глуп. Что же, кто не был молод, тот не был глуп. Ибо борьба с грехом, плотью и дьяволом происходит во все дни земного бытия. И хотя в некоторых областях победы одержаны и закреплены, в других сферах Господь допускает сатане подступать гораздо сильнее, чем ранее, потому что видит, что духовных сил и зрелости у Его дитяти уже есть больше, чем это было ранее.
Как-то однажды, когда в личной духовной борьбе я сильно изнемог и молился Господу о помощи, вдруг Господь открыл мне глаза на слова Давида в одном из псалмов, строки которые я не раз до этого читал, но не замечал: «Окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей» (Псалом 39:13).
Я несколько опешил: почему-то я на подсознании думал, что Давид согрешил только с Вирсавией, ну еще заодно убил ее мужа Урию, а больше грехов в жизни Давида не было. Иначе как бы он был «мужем по сердцу Божию» (Деяния 13:22)?! И тут вот такое исповедание Давида: грехов больше, чем волос на голове…
Первая моя реакция на это откровение была чисто человеческой, плотской: мною овладело любопытство: Господи, а каким образом и в чем так много согрешал Давид? И тут Господь буквально «щелкнул мне по носу»: зачем тебе знать грехи Давида – какие они и в чем выражались. Все, что нужно было тебе и другим знать – описано в Писании. Остальное – не твое, не ваше дело; это дело Мое и Давида.
Хорошо, согласен, Господи, – отвечал я. – Но почему же он все же был человеком по сердцу Твоему?!
И тут Господь дал мне важнейший для меня ответ: потому что Давид не ложился спать с неисповеданным перед Богом грехом.
Давид был человек подобный всем нам: в такой же плоти, с такими же желаниями, слабостями, недостатками и всем прочим. Но всякий раз, когда согрешал словом, делом, эмоциями, в мыслях, он тотчас всем сердцем устремлялся к Господу и искренне, всем сердцем исповедовался и отрекался от совершенного греха, просил и умолял Господа о помиловании и полном прощении. Можно так сказать: Давид со грехом не ложился спать, не мог уснуть.
Он не оправдывался, не выгораживал себя, не старался объяснить свой грех обстоятельствами или окружающими людьми, не относился ни к какому-то греху снисходительно. Всегда и во всем, во всей своей жизни перед Богом ответственен и виноват был только он. Потому и всякое его раскаяние были до конца искренними, честными и глубокими.
Это и было приятно Господу в Давиде, Который и от нас не ожидает стерильной святости (чего не может быть ни в ком из людей в принципе), а нашего отношения к совершенным проступкам, грехам, спотыканиям и прочему тому подобному. Исповедуя же свои грехи, Давид тотчас получал от Бога прощение и омытие их в крови Иисуса Христа (я не ошибся, написав это!).
ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ СО СВОИМ ГРЕХОМ?
Как звучит главный вопрос к каждому из нас по отношению к соделанным нами грехам: не «согрешил ли ты?», а: «что ты делаешь со своим грехом?».
Если ты дитя Божие и согрешил, то это еще не значит, что Господь совсем отвернулся и совершенно оставил тебя. Но будь уверен, что отношения с Ним нарушены. Прочитаем еще раз: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исаия 59:1-2). Будьте уверены, что эти слова касаются не только народа израильского в ветхозаветные времена; абсолютно также действуют Божии принципы и законы в новозаветные времена. Бог «вчера, сегодня и во веки тот же» (Евреям 13:8).
Когда Дух Святой оскорблен нашими грехами, Он отворачивается от нас, Ему противно смотреть на грязь беззакония в нашей жизни и душе. Отворачивается – не означает, конечно, что оставляет навсегда.
Оскорбленный и огорченный нашими грехами Дух Святой очень ограниченно может ходатайствовать за нас во время наших молитв. Как написано: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (которые невозможно передать нашим языком)» (Римлянам 8:26). Таким образом мы лишаемся полноценной молитвенной помощи Духа. Обычно, в таком нашем состоянии Он обличает нас и побуждает к самой главной теме в молитве – исповеданию сделанного греха.
ПУТЬ ИСПРАВЛЕНИЯ
Если мы не принимаем обличения Духа и не каемся, то наше христианство становится все более ритуальным. Люди нередко компенсируют послушание Духу Святому ревностным исполнением различных религиозных обрядов, размером пожертвований и прочими делами, сами себя успокаивая при этом, ибо не имеют утешения от Духа Утешителя. Находясь в таком состоянии, верующие люди очень редко, в исключительных случаях, могут засвидетельствовать о Божьих ответах на свои молитвы, а потому больше хвалятся не Господом, а своими человеческими делами и достижениями.
Чтобы исправить нас и вернуть к правильным и благословенным для нас отношениям с Ним, Бог вразумляет и наказывает нас. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сыновьям: «сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сыновьями. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыновья. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Этот – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, чтобы хромлющее не совратилось (ушло в сторону с Божьих путей), а лучше исправилось» (Евреям 12:4-13). Потому, когда мы терпим боль и страдания, правильным будет задавать себе вопрос: не являются ли переживаемые нами проблемы наказанием от Господа, которое посылается для нашего покаяния и исправления?
Конечно, не во всех страданиях именно этот смысл. (Больше об этом читайте в моей книге «Как получается хлеб»).
При этом нужно помнить: когда Господь наказывает, то Он делает всегда это с любовью, желая нашего покаяния и оставления нами греха. С огромной радостью Он увидит наши слезы покаяния, услышит наши слова в смирении и сокрушении перед Ним, обратит внимание на решимость нашего сердца. Тот, кто учил нас прощать согрешившим против нас «до семижды семидесяти раз» (Матфея 18:22), неужели Сам не поступает также по отношению к нам и даже более того?!
Милость Божья превозносится над судом (Иакова 2:13). Милость Божья – до небес, до космических галактик, а истина, праведность и справедливость – до облаков, что гораздо ниже, меньше, ограниченней (Псалом 35:6; 56:11; 107:5). Так как об этом говорит Сам Господь в Своем слове, то у нас есть все основания снова и снова просить у Него милости и уповать на нее.
Главное же – не живи с неисповеданным всем сердцем перед Господом грехом!
(Сергей Тупчик, «Нам дарован Дух Святой».)