Последнее из девяти блаженств, произнесенных Христом в Нагорной проповеди и записанных Евангелистом Матфеем, звучит так: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Иисуса Христа); радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матфея 5:11-12).
Это блаженство как бы запечатляет и увенчивает все предыдущие блаженства, равно как и все учение Иисуса Христа, записанное для нас в Евангелии. В Своем учении Спаситель поднял планку духовности, морали и нравственности на небывалую до того времени высоту. Подумайте только об этих немногих утверждениях из последующего учения Нагорной проповеди: любите врагов ваших; благословляйте проклинающих вас; благотворите ненавидящим вас; молитесь за обижающих и гонящих вас; не противься злому; кто смотрел на женщину с вожделением – уже прелюбодействовал; не судите; не заботьтесь; не собирайте себе сокровищ на земле; делайте другим то, что желаете себе; и многие другие.
Как нам, обычным земным людям, принять и поместить в свое сердце эти заповеди, поменять мышление, изменить свой характер и начать жить в соответствии с такими запредельными для нас требованиями учения Христа??!
Во-первых, нам нужно личное знакомство с Иисусом Христом. Не умозрительное знакомство, при котором только теоретически узнают о предмете своего исследования, но практическое реальное переживание, когда Спаситель, по нашему приглашению, приходит и поселяется в храме нашего тела, кстати, который Он и сотворил и дал нам в пользование. Этот момент, когда Иисус приходит к нам и поселяется у нас, называется в Библии и у христиан по-разному, но одинаково справедливо: уверовал в Бога, покаялся, обратился, родился свыше, был крещен Духом Святым. Именно в лице Духа Святого вся Троица Божества приходит к нам и поселяется в нас: «Не знаете ли, что тела ваши есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1-е Коринфянам 6:19). «Иисус сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим… Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Иоанна 14:23,26). Именно присутствие Духа Святого в человеке обеспечивает качественное изменение личности и способности жить в уподоблении Христу. Когда Христос живет в нас, тогда нам становятся понятными, приятными и желанными Его заповеди.
Во-вторых, также хочу отметить: присутствие Святого Духа в человеке не означает автоматическое уподобление всегда и во всем Иисусу Христу. С момента получения Духа от Бога в каждом рожденном свыше открывается возможность постоянного выбора: как поступать – по плоти или по духу?? Этот выбор присутствует везде: от самых важных и значимых ситуаций и решений до самых маленьких и малозначимых. Когда выбор имеет мало значения для нашей плоти, он ей неважен и мы легко можем отказаться от интересов плоти – тогда нет больших проблем, чтобы поступать по духу. Но совсем по-другому в вопросах, где у нашей плоти есть сформированное понятие, важные ценности, любимое наслаждение: тогда начинается нешуточное сражение между плотью и духом, и только помощь Духа Божия помогает нам одержать победу и жить по духу. Легче будет тому человеку, кто избрав для себя безоговорочным приоритетом жизнь по духу, потом постоянно придерживается этого. Легче удерживать позиции, чем, скатившись в жизнь по плоти (совсем необязательно связанную с грехом), потом возвращаться к жизни по духу. А заповеди Иисуса Христа на все сто процентов принадлежат жизни по духу, полностью игнорируя интересы плоти.
В-третьих, воздаяние за исполнение заповедей Христа обещается нам в вечной жизни. Мы можем всем сердцем веровать в вечную жизнь после смерти, и притом даже сами иметь вечную жизнь с Христом по Его безграничной милости и благодати, и при этом в повседневной жизни не жить этой вечной жизнью, в которую верим. Люди ищут от Бога воздаяния и благословения здесь и сейчас, а потому избирают «учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2-е Тимофею 4:3-4). Живя же по заповедям Иисуса Христа во многих случаях в земной жизни оказываешься в проигрыше при достижении временных ценностей. Поэтому немало верующих людей игнорируют заповеди Спасителя, избегают их исполнения и даже извращают. Жить по ним и исполнять их можно человеку тогда, «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2-е Коринфянам 4:18). В отношении к заповедям Иисуса и открывается чем мы живем: временным или вечным.
Конечно, как и во многих других случаях, здесь нет разделения только на черное и белое: то есть, что один человек живет всегда по плоти и временным, а другой – всегда по духу и вечным. Чаще всего есть какое-то промежуточное состояние: на сколько-то процентов верующий человек живет по духу, и в остальной части – по плоти. Или же: в каких-то вопросах принимает решения в пользу вечной жизни и по духу, а в других – достигает временных целей, поступая по плоти.
Теперь хочу обозначить предостережение: нам нужно правильно и точно понимать слова: «блаженны, когда будут поносить вас и гнать». Ибо и верующие люди встречаются с очень трудными и тяжелыми характерами, острые на язык, превозносящиеся над другими, амбициозные, обижающие и притесняющие ближних, обманывающие и манипулирующие и другое тому подобное. И при этом они безоговорочно веруют в Христа и даже могут много говорить о Боге и цитировать Писание. Естественно, о таковых люди, знающие их, будут говорить плохо, и это не будет для них «блаженным поношением», а «позорным бесславием» имени Христова, которым они называются. По этим же причинам от верующих могут стараться избавиться, исторгая из своей среды, и это не будет гонением за Христа, а за свой плотской характер. Верующие люди, не называйте все ваши проблемы гонением за Христа только потому, что вы верите в Христа; обязательно разберитесь в самих себе и своей жизни, исследуйте себя внимательно и очиститесь от своего плотского и земного влияния и начните жить по духу и слову Христову – и только тогда все переносимое вами от людей будет вашим истинным блаженством.
Обратите внимание: Кто нам говорит эти слова? Иисус Христос! А Кто Он? Посмотрим, что Священное Писание говорит о Нем. «Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колоссянам 1:16-17). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанна 1:1-3). «Потому Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь в славе Бога Отца» (Филиппийцам 2:9-11). «Сказал Господь Господу моему: седи по правую руку Меня, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псалом 109:1). «Затем – конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему должно царствовать, пока низложит всех врагов под ноги Свои; последний же враг истребится – смерть… Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, да будет Бог все во всем» (1-е Коринфянам 15:24-28). «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею и сделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Вот, грядет с облаками, и увидит Его всякий глаз и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откровение 1:4-8). И многие другие места из Писания. Итак, если Иисус Христос – Творец всего существующего, видимого и невидимого, держащий все каждое мгновение в Своей руке, возлюбивший нас до крестной смерти Спаситель и могущественный Судья всех, – то разве не будет для нас преимуществом принадлежать Ему и за это с честью претерпеть всякого рода притеснения от тех, кто не познал Его лично?
Сам Христос так говорил об этом: «КТО ПОСТЫДИТСЯ Меня и Моих слов в народе этом прелюбодейном и грешном, ТОГО ПОСТЫДИТСЯ и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марка 8:28). Апостол Павел учил своего молодого сотрудника Тимофея: «НЕ СТЫДИСЬ свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым… для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По этой причине я и страдаю так; но НЕ СТЫЖУСЬ. Ибо я знаю, в Кого уверовал» (2-е Тимофею 1:8-12). Итак, мы призваны не стыдиться: (1) Самого Иисуса Христа и того, что называемся Его именем; (2) Его заповедей, исполняя их и живя в соответствии с ними; (3) других людей, которые носят имя христианина, а особенно служащих Ему и страдающих за Него.
Подумайте, это простая и понятная человеческая логика: если мы хотим со Христом разделить вечную славу как сонаследники вечных обетований, – то разве будет справедливым отказываться на земле разделять участие в Его страданиях??? Нельзя разделять с Ним только хорошее, все неприятное оставив только Ему. И этим, в числе прочего, испытываются наша любовь к Спасителю Иисусу и верность. «Мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, ЕСЛИ ТОЛЬКО С НИМ СТРАДАЕМ, ЧТОБЫ С НИМ И ПРОСЛАВИТЬСЯ» (Римлянам 8:16-17). «Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, – и Он отречется от нас» (2-е Тимофею 2:12).
Господь, в Которого мы уверовали и за Которым последовали, абсолютно все контролирует, а потому все, что совершается, происходит по Его повелению или допущению, то есть по Его святой и совершенной воле. А потому абсолютно все страдания и скорби, приходящие в нашу жизнь, регламентируются Им. Степень соучастия в Его страданиях для каждого верующего человека определяет Сам Господь. Кому-то нужно будет переносить только словесные поношения за Христа; другому – отвержение родными и близкими; иной будет иметь ограничения или лишен земной карьеры; иному определено пережить лишение материальных богатств; кто-то будет заключен в тюрьму за исповедание своей веры; и, наконец, некоторые будут удостоены принять мученическую смерть за Иисуса Христа. При этом Спаситель нас ободряет: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1-е Коринфянам 10:13). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий (самая малая монета)? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Матфея 10:29-31).
Как же нам правильно проходить через приходящие в нашу жизнь гонения и преследования за Христа? Вот несколько советов из Священного Писания:
— «Радуйтесь и веселитесь»!!! Это совет Самого Христа, находящийся прямо в этой заповеди. Очень неожиданный призыв! По своей плоти мы, люди, верующие и неверующие, избегаем всего, что нам неприятно и приносит какую-то скорбь. К сожалению бывает, что подобным же образом христиане относятся и к переносимым ими страданиям за Христа. Но Слово Божие учит нас прямо противоположному отношению: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Филиппийцам 1:29). Это звучит как даруемая верующим в Иисуса Христа дополнительная привилегия, особенное благословение, великая честь. Апостолы так и относились к подобным происшествиям в своей жизни: «Призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса УДОСТОИЛИСЬ принять бесчестие» (Деяния 5:40-41).
— Прославляй Бога за данную тебе судьбу. Апостол Петр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не избегайте, как приключения для вас странного, 13 но так как вы участвуете в Христовых страданиях – радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. ЕСЛИ ЗЛОСЛОВЯТ ВАС ЗА ИМЯ ХРИСТОВО, ТО ВЫ БЛАЖЕННЫ, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. А если как Христианин, – то не стыдись, но ПРОСЛАВЛЯЙ БОГА ЗА ТАКУЮ СУДЬБУ» (1-е Петра 4:12-16).
— Как бы то ни было, нам, людям, находящимся во плоти, бывает непросто переносить скорби. И потому Господь говорит находящимся в страданиях: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Луки 21:19); «Претерпевший до конца спасется» (Матфея 24:13); «Мы хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами» (2-е Фессалокийцам 1:4); «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иакова 1:4).
— «Для свидетельства» – одна из главных и важных целей, которые достигается в переносимых нами скорбях за Христа. «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРЕД НИМИ И ЯЗЫЧНИКАМИ» (Матфея 10:17-18). «Мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами, В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО БУДЕТ ПРАВЕДНЫЙ СУД БОЖИЙ, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и вызвать восхищение в день тот у всех веровавших» (2-е Фессалоникийцам 1:4-10). Думаю, что все христиане знают: свидетельствовать о Спасителе мы должны не только словами, но и всей своей жизнью, и в том числе: давать особенное свидетельство при перенесении нами скорбей за имя Христово.
— Также верующим, находящимся в гонениях, дано обещание от Господа: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что́ сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матфея 10:19-20). Это же обетование прозвучало еще в ветхозаветные времена через пророка Исаию: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Исаии 54:17). Он всегда и везде с нами и в нас, – потому ободритесь верующие, переносящие скорби за Него!
— Кроме прочего, Иисус дал некоторые практические советы для подобных ситуаций:
• «Остерегайтесь же людей» (Матфея 10:17) – что значит: не доверяйте людям, доверяйте одному Господу. О Христе мы читаем: «Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоанна 2:2:24-25). О людях в плохие времена с низкой моралью так говорит пророк: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть… Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Михея 7:2-6).
• Потому следующий совет звучит так: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Матфея 10:16). И мудрость, и простота должны быть в нас руководимы Духом Святым и пребывать одновременно. Соломон об этом так писал: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Притчи 26:4-5). Пример из жизни Христа мы находим в истории, когда Его спрашивали о природе Его власти: «И когда пришел Он в храм и учил, подошли к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю: крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?» А если сказать: «от человеков», – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Матфея 21:23-27). Итак, «если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иакова 1:5).
• И еще один важный практический совет: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матфея 10:16-22). Естественно, это касается не только буквально городов, но и стран, народов и тому подобное. Когда христиане из первой иерусалимской церкви были рассеяны по всему миру, то таким образом произошло распространение Евангелие среди других народов. Верующие всегда и везде – странники и пришельцы на земле, обретя через Христа новую небесную истинную родину.
Так пусть же в страданиях и скорбях, переносимых христианами, всегда прославляется наш Спаситель и достойно подтверждается наше свидетельство о Нем!
(Сергей Тупчик, «Размышления».)