Эти слова произнес Иисус Христос, когда в очередной раз учил Своих учеников-апостолов и окружающих Его людей понятиям и истинам Царства Божьего. Богословы и исследователи Библии условно назвали эту беседу Иисуса Христа «Нагорной проповедью» по причине того, что она была произнесена Божественным Учителем на одной из гор Израиля (см Матфея 5:1).
Упомянутое нами – первое из перечисленных Христом блаженств. Полностью оно звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3). С тех пор, как эти слова были произнесены и услышаны людьми, они вызвали – и до сих пор вызывают – изумление, восхищение, споры, множество истолкований, порою противоречивых и взаимоисключающих. Думаю, что всю глубину и полноту этих слов не может осознать ни один человек, живущий в этом временном земном мире. Но в определенной мере значение этих слов доступно каждому человеку, приглашенному в Царство Божие и усыновленному Небесным Отцом через веру и рождение от Святого Духа; их нужно осознать, понять и принять как руководство для своей жизни.
Прежде всего хочу заметить следующее: все люди, а особенно верующие, проживают свою жизнь на трех уровнях: плотском (или физическом или материальном), душевном и духовном. Ибо каждый человек создан Творцом по Его образу и подобию, и это в первую очередь проявляется в триединстве человека: дух, душа и тело. Плотское и физическое в человеке принадлежит этому временному миру, само по себе временно и тленно, и призвано служить как бы переходным мостом, соединяющим вечные душу и дух человека с этим временным миром, в котором дано прожить каждому определенное свыше время. Душа человека является его истинным «я», оригинальна и неповторима, нетленна и вечна, неисследима и непознаваема во всей полноте в настоящей жизни; полное ее раскрытие произойдет в последующем вечном Небесном Царстве. Дух же человека является его сердцевиной, основой все определяющей, которая определяет мировоззрение и мотивацию всякой человеческой деятельности на земле. Дух Святой возрождает свыше именно дух человека и, поселяясь в нас, строит взаимоотношения с каждым верующим человеком именно через наш дух. Именно поэтому дух в человеке является главным, и правильно для всякого человека жить по духу и быть руководимым духом. Потому апостол пишет: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римлянам 8:13).
Каждую встречающуюся нам в жизни ситуацию можно рассматривать с трех позиций: или плоти, или души, или духа, рожденного свыше от Духа Божьего. Плоть в человеке всегда все будет измерять категориями этого временного материального мира, устройства, благополучия и счастья в нем. У нее есть свои желания и инстинкты и переделать ее невозможно: ее только можно дисциплинировать, ограничивать и умерщвлять.
Душа человека, от самого появления в этом мире помещенная и облеченная в плоть, обретает от рождения привычку смотреть и думать по-плотски. Хотя она имеет свои особенные и гораздо возвышеннее плотских качества: интеллект, таланты, темперамент, волю, способности к искусству, творческий потенциал, интуиция и другое т.п. И если плоть тленна и возвращается в прах, откуда была взята Творцом, то душа неубиваема и неистребляемая, обречена на вечное существование, ибо в такой сущности ее сотворил Господь.
Дух же у каждого человека определяет его моральную и нравственную составляющую. Первейшим выражением этого является совесть человека. Потому есть люди сильно развитые в душевной своей сущности: образование, способности, профессионализм, но при этом развращенные и аморальные, ибо в своей жизни игнорировали духовную сторону человеческого бытия. И наоборот, есть люди, которые не имеют образования, незнакомы с культурой и искусством, не умеют ясно выразить свои мысли, но при этом в личной повседневной жизни обладают самыми высокими моральными и нравственными стандартами: правдивость и честность, милосердие, добродетельность, благочестие, Богопочитание и Богопознание и другое этому подобное. Именно дух человека способен к познанию Всевышнего, и именно эту составляющую триединой человеческой личности возрождает свыше Господь Бог действием Своего Святого Духа.
Все Священное Писание, а особенно Новый Завет, обращают наше внимание на дух, духовные ценности и жизнь в духе и по духу. Вот почему люди часто не понимали Иисуса Христа: Он говорил им говорил духовные понятия и законы, а они, слушая Его слова, все переводили на свой душевно-плотской уровень понимания. Один из ярких примеров такой дисгармонии приводит апостол Иоанн при пересказе слов Христа о том, что нужно есть Его плоть и пить Его кровь: тогда многие из учеников отошли от Учителя. А Он сказал им так: «Слова, которые Я говорю вам, СУТЬ ДУХ и жизнь» (Иоанна 6:53-66). Но они не были способны на то время понять это.
Подобно этому и все блаженства, которые провозгласил Иисус Христос: все они относятся к духовной и вечной сфере бытия, а потому не понятны тем, кто ориентирован на земное и временное. Они даже противоречат земному порядку вещей и обычному образу жизни, входят в конфликт с такими понятиями, взаимно исключают друг друга. Потому апостол Павел пишет: «Мы приняли не духа мира этого, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он считает это безумием, и не может разуметь, потому что об этом нужно судить духовно. Но духовный судит (понимает, рассуждает, оценивает) обо всем, а о нем судить (его понимать правильно) никто не может (из плотских и душевных людей)» (1-е Коринфянам 2:12-15).
Итак, когда Иисус говорил о блаженстве нищих, Он говорил не о материальных и физических вещах временного мира. Его взгляд, как всегда, был направлен на вечное и духовное. Я бы сказал даже так: материальное и физическое состояние в этих словах Христа совершенно не учитываются, оно просто игнорируются как совершенно ничего не значущее. Нищим духом был перед Всевышним бедный и больной Лазарь, лежавший у ворот имения богатого человека; в момент смерти за его душой пришли Ангелы и торжественно понесли ее к Господу, Которому он оставался верен в своих отчаянных жизненных обстоятельствах (Луки 16:19-31). Но нищим духом был также царь Давид, величайший из царей Израиля, обладавший большим земным богатством: «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; ибо я беден и нищ» (Псалом 85:1). Не внешнее положение определяет нищету духа, но состояние сердца человека свидетельствует об этом.
Нищие духом – это те, кто верит и понимает, что, наряду с материальным и физическим миром, существует невидимый, но от этого не менее реальный духовный мир. Они поняли и приняли всем сердцем, что духовные ценности несравненно важнее материальных, а потому их поставили на первое место, дали им в своем сердце неоспоримое преимущество в достижении перед всем временным и земным. Нищие духом познали Того, Кто есть Отец и Источник всякой истинной духовности, Кто Сам есть дух, вкусили (испробовали) Его Самого, общение с Ним, исходящие от Него благодать и благословения, а потому теперь желают этого превыше и больше всего остального.
Однако, все же земная реальность и понятия из обычной жизни помогают нам понимать духовный мир; ибо Господь Бог сотворил их подобными, похожими в своих сущностях земной и духовный миры, чтобы мы, смотря на видимое, могли понимать невидимое.
Как можно характеризовать состояние нищеты в обычной жизни? Нищие – это те, кто совершенно не имеет никаких ресурсов для жизни. Из-за этого нищие постоянно нуждаются в самом необходимом для жизни и потому постоянно просят других о подаянии.
Подобно этому нищие духом – те, кто постоянно осознает свою личную духовную нищету перед Всевышним и никогда не удовлетворяется своими настоящими личными достижениями и ресурсами. Они пребывают в состоянии смирения и сокрушения перед Вседержителем и Спасителем, признают свою ограниченность и несовершенство, не мечтают о себе, почитают других высшими себя. Это те, кто всем сердцем понимает, что только у Господа есть благодать для нас, человеков, чтобы жить в духе и поступать духовно, побеждая свою плоть, окружающий мир и врага душ человеческих сатану. Они, подобно апостолу Павлу, не считают себя достигшими, и забывая прошлые успехи и благословения, все время ищут новые, стремятся к большему, которое во всей полноте может быть удовлетворено только в грядущей вечной жизни. Они ненасытны в своей жажде по Господу и всему, что исходит от Него, и Тот, Кто не мерою дает Духа, исполняет их все новой и большей благодатью. Нищие получают и благодарят всем сердцем за дарованное, и тут же просят нового и большего у Даятеля всех благ. Нищета – это не разовая или эпизодическая потребность, а постоянное состояние духа перед Всевышним.
Нищие – это постоянно просящие об жизненно важном для них. Они твердо знают, что сами по себе они не решат вопрос потребностей своего духа. И они уверовали и познали, что есть Тот, Кто является их Небесным Отцом и Спасителем, перед Которым самый мудрый и сильный среди людей беспомощней малого ребенка, а потому не стыдятся приходить к Его престолу, чтобы получить всякого рода благодать на всякий день и все ситуации жизни. Почему же Тот, Кто знает все прежде нашего прошения, в то же время говорит нам: «просите – и дано будет вам». Потому что, сотворив нас по Своему образу и подобию и наделив истинно свободной волей (хоть и в определенных Им рамках), Он искренне уважает право нашего выбора и насильно не вмешивается в проживаемую нами жизнь, хоть и очень сильно переживает за нас; Он учтиво, как истинный джентльмен, ожидает приглашения от нас для посещения и действия на нашей территории личной жизни. Нищие сокрушены в своей гордости и достоинствах, а потому не стыдятся снова и снова приходить и просить, пусть даже и каждый день и по несколько раз на день.
Смыл и цель земного бытия для нищих духом – не на земле и не в этой временной жизни. Здесь они живут как странники и пришельцы, идя по земной дороге в вечное небесное царство. Духовным праотцем таковых людей Писание называет Авраама; вот что читаем мы о нем в Священном Писании: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник (архитектор) и строитель – Бог… Они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели их, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества (родину, родную землю). Если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; потому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евреям 11:8-10,13-16). Для Авраама целью жизни было не существование на обетованной земле: мы читаем ясно, что на ней он ощущал себя как на чужой. И не потому, что вокруг были язычники, что все же в тот момент у него не было на той территории собственной земли, а потому что он искал другого: «города, имеющего основание, которого художник (архитектор, дизайнер) и строитель – Бог». Такие люди – нищие духом – радуются о том, что они странники и пришельцы на этой земле в любом ее месте. И всем своим поведением и образом жизни показывают, что ищут, ожидают и идут к небесной родине. А потому – какие великие и желаемые слова для каждого из нас! – Бог не стыдится называть Себя их Богом: ни перед Ангелами, ни перед миром тьмы, ни перед другими людьми.
Нищие духом – это те, кто ничего не имеет своего на земле, в этом временном мире. Праведный Иов провозглашает: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов 1:21). Здесь важнее не само наличие богатства у человека, сколько отношение ко всему, что он имеет в течение дней земного бытия. Правда нужно заметить, что, обладая тем или иным количеством земного богатства, человеку гораздо труднее твердо сохранять себя в осознании и позиции не имеющего ничего, чем тому, у которого действительно на земле ничего нет. Потому Иисус и говорил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Луки 18:15). Наличие земного богатства – это огромное и искушение, и испытание для каждого владеющего им.
Как бы то ни было, апостол Павел пишет, водимый Духом Святым: «Время уже коротко; так что имеющие жен должны быть как не имеющие; и плачущие, – как не плачущие; и радующиеся, – как не радующиеся; и покупающие, – как не приобретающие; и пользующиеся миром этим, – как не пользующиеся: ибо проходит образ мира этого» (1-е Коринфянам 7:29-31). Все, что мы только можем иметь здесь на земле, Христос называет «богатством неправедным» (Луки 16:9). Неправедное – не потому, что добыто беззаконными путями, а потому, что не возьмешь его с собой в потусторонний вечный мир и не решишь с его помощью никаких вопросов в загробном мире; да и в течение земных дней никак не сможешь удержать его, если оно забирается у тебя. На этом основании даже в этой временной жизни невозможно иметь истинную любовь и дружбу, не обретешь настоящее счастье, не наполнит оно тебя всеобъемлющим миром.
Потому верующие в Иерусалиме, сразу после сошествия Святого Духа на них, будучи Им исполнены и переполнены, находились именно в таком сверхъестественном состоянии: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деяния 4:32). Это было добровольная и святая, исполненная Святого Духа нищета! (Замечу для тех, кто захочет скопировать Церковь первых дней: во-первых, преизобильное исполнение Духом Святым, а уже потом, во вторых, под руководством Духа, если Ему будет угодно, создание христианского сообщества, где все имущество – общее; ни в коем случае наоборот, ибо получится карикатура на то, что было в Иерусалиме!)
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» – какие великие и бесконечно глубокие слова! Они вводят нас в Небесное Царство, в присутствие Всевышнего. Я постарался в своей немощи обозначить направление для размышлений и поисков. Пусть же каждая жаждущая душа будет водима Духом Святым в поисках и достижении обетований этого великого блаженства!
(Сергей Тупчик, «Размышления».)
