Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 22 августа – Иеремия 35, 36 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
ИЕРЕМИЯ 35-я глава
35:1-19 Божии наказания висят над головами народа Божьего как дамоклов меч, готовый обрушиться в любую минуту на головы приговоренных. Но Господь любит грешников и не желает их наказывать, Ему больно видеть страдания сынов человеческих, пусть даже непослушных и упорных. Потому Он снова и снова пробует убедить их покаяться и обратится к нему. С разных сторон Он ищет подход к их сердцам, использует различные аргументы; — может быть послушают?…
Если это поколение услышит голос Господа, раскается и обратится от злых путей своих на пути Господни, то для этого поколения будут отложены приготовленные суды. Отложены, по крайней мере, до следующего поколения, или до того поколения, которое совершенно перестанет внимать Господу, и этим самым призовет на свою голову все наказания за все грехи, мерзости, идолопоклонство и отступления, — и за себя, и за предыдущие поколения своего народа.
Господь использует для иллюстрации жизнь одной израильской семьи, — сыновей и последующих потомков Ионадава, сына Рехавова. По слову Господа, пророк Иеремия позвал их в дом Господень и предложил им выпить вина. Само по себе выпить вина не было грехом, если только пьешь в меру, немного, чтобы не опьянеть и не терять здравый рассудок.
Но потомки Рехава категорически отказались от вина, объяснив свой поступок заветом, данным им их родоначальником. Он им завещал: не пить вина (и всякого рода спиртных напитков), не строить домов, но жить в шатрах, не иметь полей, виноградников и садов, но жить в шатрах и быть скотоводами. И все потомки этого дома тщательного соблюдали завет своего родоначальника.
(Здесь сделаю отступление и скажу замечание: некоторые этим местом обосновывают свой личный отказ от вина и спиртных напитков, показывая на это место Писания и утверждая тем самым, что так предписывает Слово Божие. Но в этом случае Библия не дает предписание для всех людей подражать сынам Рехавовым. Если было бы так, то мы должны были бы также и не строить дома, и не засевать полей, и не садить садов и виноградников. Те же, кто ссылаются на это место, отказываются от вина, как бы на основании этого места, но строят дома и засевают поля и садят сады. Такие люди не последовательны в исповедуемом ими подходе к словам Писания: или пусть они живут в шатрах и занимаются скотоводством вместе с тем, что не употребляют вино, или пусть не ссылаются на это место из Слова Божия.)
Господь ставит в пример всему народу израильскому послушание потомков Рехава своему родоначальнику. И при этом Господь говорит: если потомки в этой семье так свято чтут завет своего праотца, — то почему же мой народ не слушает и не исполняет слов Моего завета?! Ведь Господь Бог имеет неизмеримо больший авторитет, чем любой авторитетный человек на земле!
Рядом с непослушанием Господу всегда стоит человеческое своеволие, исповедуемая независимость от своего Творца, свобода, реализуемая в жизни по своим помыслам и похотям. Фактически, это уход от Господа, сокрытие от Него, каждый на свою дистанцию: начиная от густых кустов, может быть пока еще в Эдемском саду, подобно Адаму и Еве, и до далекой земли, как можно подальше от глаз Господа, подобно Каину.
Правильные фундаментальные качества в человеческой личности и характере Господь видит, замечает и ценит, даже если они еще не достигли духовной глубины. За послушание, смирение, верность потомков Рехава своему отцу, Господь дает им обетование, что всегда из их рода будет избирать Себе служителей, на разные места Своего Царства, даруя различные предназначения и дарования и поручения. Ибо в этом фундамент личности Божьего служителя: правильно перед Господом сформированная личность, в ценностях и характере. Так и сегодня Господь формирует Своих служителей в различных ситуациях обычной жизни; если они там не пройдут обучение и не сдадут перед Господом экзамены в виде различных испытаний, — то как получить от Него помазание, благодать и призвание на служение?! Диплом семинарии можно получить, а благодать от Господа – нет. Знания можно получить, а сформированной личности служителя не будет.
ИЕРЕМИЯ 36-я глава
36:1-32 Книга пророка Иеремии – это оставленный нам прообраз состояния народа во время, предшествующее наступлению Божиих наказаний и судов. Все люди, во все времена, могут читать эту книгу и сравнивать со своей жизнью: если они видят, что слова Господних обличений как будто написаны им, потому что полностью отображают картину их духовного состояния, — тогда ожидай соответствующих последствий в виде Божиих судов над грешниками и отступниками.
Господь повелевает Иеремии написать все Свои слова в свиток, и пойти в дом Господень и там прочитать все слова Господнего предупреждения в слух всего народа и его начальников: «Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их… Может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ этот».
Свиток с написанными в нем словами предупреждения о наступающих Божиих судах – подобен последнему ультиматуму от Господа в адрес непокорного и закоренелого в отступничестве народа. Подобным образом поступают люди на земле, и Господь действует понятными для людей методами. Вспомните библейскую историю из книги пророка Исаии о Сеннахириме и его военачальнике Рабсаке, подступившими к стенам Иерусалима: сначала была произнесена аргументированная речь, а потом было написано и передано письмо-ультиматум, с которым Езекия пошел в дом Божий. Здесь же Сам Господь пишет письмо-ультиматум Своему народу и призывает его сдаться и покориться Ему – Царю всех Царей и Господу господствующих. Поразительно, но Его народ Ему не хочет покориться!!! Так бывает и сегодня, как жизни отдельных людей, так и в жизни народов нашего мира, а сейчас, очень похоже, весь наш мир вошел в такое состояние. (За исключением очень малого числа не только верующих, но и верных Господу, Которых Он сбережет для Себя в день бедствий, грядущих на весь мир.)
Иеремия сидит в тюрьме. Если бы Господь не заступился за Своего раба, то его бы обязательно убили, — настолько ненавистными были его слова для людей, которые и даже малейшей мысли не допускали себе о раскаянии и обращении. Господь дает Иеремии помощника, сотрудника и друга – Варуха, который помогает ему исполнить поручение Господне. Варух записывает все то, что Господь говорит через Иеремию, и идет в храм, а затем к князьям Израиля, чтобы прочитать вслух слова Божьего ультиматума. Здесь мы видим Господний принцип, идеальный принцип – посылать на служение по двое. Конечно, если только у Господа есть двое. Потому что временами у него нет даже одного, не говоря уже про двоих, поэтому Он может пользоваться и только одним служителем для посланничества.
Реакция князей разная; одни совершенно равнодушны, другие гневно возмущены и готовы казнить вестника, третьи – в ужасе от услышанных слов. К сожалению, третьих очень малый процент от общего количества, и они практически ничего не решают в общей ситуации.
Свиток со словом от Господа принесли царю. Царь – он не только главный правитель. Царь в себе воплощает как бы квинтэссенцию состояния всего народа, олицетворяет его мораль и нравственность, ценности и цели, устремления и мечты. Не зря говорят: «По народу и царь» или «Каждый народ достоин своего царя».
Царь захотел услышать, что написано в этом свитке, и приказал принести его и читать перед ним. Кто-то мог бы подумать: какой благочестивый царь! Он читает и слушает Божье слово! Но всегда вопрос: что он потом делает с услышанным Божьим словом?! А царь Иоаким очень наглядно продемонстрировал то, что делают с услышанным словом Божиим многие люди: услышав очередной абзац из общего текста Господних слов, он отрезал прочитанную часть свитка и бросал в камин, в огонь, где тот сгорал. Таким наглядным образом он демонстрировал свое отношение к Божьим словам: не верил, не слушал, не принимал, совершенно пренебрегал, принял решение жить далее так, как жил до этого.
Но таким поведением не избежишь того, что Господь определил. Только можно еще больше навлечь бед на свою голову, умножить и ужесточить свое наказание, — что и произошло с этим царем и всем народом… А что будет с сегодняшними людьми, не слушающимися слов Господнего обличения, неужели по-другому?… Никак нет, будет то же!