«КОГДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ходить и говорить? – Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? – Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает. И спать ребенок должен столько, сколько ему нужно, чтобы выспаться. Но ведь нам известны эти нормы. В любой популярной брошюре переписаны из справочников как мелкие истины для всех детей разом и враньё – для твоего неповторимого. Ведь есть новорожденные, которым требуется больше сна и меньше; бывают ранние зубы (гнилые с момента появления) и поздние здоровые зубы здоровых детей; темечко у здоровых детей зарастает и на 9-м, и на 14-м месяце, глупые нередко начинают болтать раньше, умные иной раз долго не говорят.
Номера пролеток, кресел в театре, срок уплаты за квартиру – чего только не выдумали люди для порядка. Все это, конечно, нужно знать, но на того, в чьем солдафонском уме, воспитанном на полицейских параграфах, зародится мысль подчистить живую книгу природы, на того свалится тяжкое бремя тревог, разочарований и неожиданностей.
Я считаю своей заслугой, что никогда не отвечал на приведенные выше вопросы рядом цифр, которые я назвал мелкими истинами. Ведь не то важно, какие зубы режутся сначала – нижние или верхние, резцы или клыки, – каждый, имеющий календарь и глаза, может установить это; важно понять, что такое живой организм и что ему нужно, – это и есть искомая большая правда, к ней можно прийти только в процессе исследований.
Даже добросовестным врачам приходится выработать две манеры поведения: для разумных родителей они ученые, имеющие право на сомнения и предположения, трудные задачи и интересные проблемы. Для авторитарных – безучастные гувернеры: от сих до сих, и отметка ногтем на странице букваря. - По ложечке через каждые два часа. - Яичко, полчашки молока и два бисквитика.
… Ошибки должны быть, и не надо их бояться: сам ребенок с поразительной проницательностью исправит их, только бы нам не ослабить в нем этой ценной способности, мощной защитной силы. Если мы дали ему слишком много еды или что-то неподходящее – скисшее молоко, несвежее яйцо – его вырвет. Если мы дали ему неудобоваримую информацию – он не поймет ее, глупый совет – он не примет его, не послушается.
То, что я скажу сейчас, не пустая фраза: счастье для человечества, что мы не можем (всегда и во всем) принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю.»