ЦИТАТА – Митрополит Сурожский Антоний: «Проповеди. Притча о прощении – Матфея 18:23-35»

«Эта притча – такая ясная, такая прозрачная, и так четко выражает наше отношение друг ко другу, а также очень часто – к Богу.

Когда люди обращаются к нам с просьбой о любви, сострадании, снисхождении, терпении к их грехам, мы оказываемся такими строгими, такими негнущимися и немилосердными. Притча нам говорит, что если мы хотим, чтобы Бог всегда, при всех обстоятельствах жизни относился к нам, как этот царь отнесся к своему должнику, то мы должны научиться подобно – только подобно! – относиться к тем людям, которые вокруг нас, и кого мы считаем своими должниками.

В притче указано нечто, побуждающее меня употребить слово “подобно”: потому что тот, кто был должен царю, был должен ему очень большой долг. А его приятель, бывший его должником, был должен ему бесконечно меньшую сумму. Однако царь все простил, а прощенный – весь свой долг потребовал.

Так и у нас: друг перед другом мы виноваты столь малым: оказали мало внимания, сказали резкое слово, прошли мимо, не сумели найти доброго, теплого слова или прикосновения руки. Но по отношению к Богу мы грешим более тяжко…

Но вот что еще: друг ко другу мы, часто, относимся немилосердно, с раздражением, с холодностью; но потом все-таки друг с другом мы дружим, друг друга замечаем. А вот мимо Бога мы проходим постоянно…

Часто я слышу и мне говорят: я ленив в молитве, ленюсь читать Священное Писание, ленюсь думать о Боге… Дело не в лени. Нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь!

Ты не ленив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил. Но на Бога не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце открылось Богу, если бы Он значил для нас подобно тому, что значат для нас отец, или мать, или сестра, или невеста, или жених, или ребенок, – тогда ни о какой лени не было бы речи; ни о какой! Потому что, когда нужно любимому, мы забываем усталость, болезнь, абсолютно все, и берется откуда-то находчивость, и память, и усердие, и силы.

Нет, дело не в лени. А этим самым мы оказываемся должниками Богу гораздо больше, чем в результате того, что мы называем грехами, например: нетерпеливостью, раздражением; это все плоды, это поросль! А основной корень – это наше к Нему безразличие…

Но можно сказать, что порой дело обстоит еще хуже: разве мы Бога не упрекаем постоянно во всем, что нам не удаётся, или что нам не по душе? Разве мы постоянно не считаем Его ответственным за не нравящуюся нам судьбу, за болезнь, за все несчастья, которые с нами случаются? Он во всем виноват, Он не досмотрел, Он не позаботился. Где же Его любовь или где Его сила, когда то, к чему я стремлюсь, о чем я мечтаю, чего я хочу, мне не дается???

Прежде, чем понять, о чем говорит эта притча, и осознать себя должником по отношению к Богу, – нам надо осознать, что мы считаем Его нашим должником, что мы постоянно восстаем на Него с горьким упреком и/или, пожав плечами, отходим от Него. Эта притча нам даже не по плечу. Жутко сказать, но мы не ощущаем себя постоянно должниками Божиими, – как часто мы видим в Нем своего неоплатного должника, Которого мы упрекаем в своем сердце и часто обличаем в лицо!

Подумаем об этом, примиримся с Богом. Но начнем это примирение там, где оно действительно реально, – поставив перед собой вопрос: в чем я Его упрекаю? И, как ни дико так выразиться, простим Ему прежде, чем просить у Него прощения. Иначе, прося прощения, пока у нас в душе еще какая-то горечь, какой-то упрек Ему, наше примирение никогда не будет полным, не будет всеобъемлющим, не соединит нас с Богом и не откроет нам пути к примирению с ближними.

Да благословит нам Господь прийти в сознание, понять свое место, глубоко заглянуть в наше отношение к Богу, к себе, к ближнему, и создать внутри себя Царство, о котором говорит Господь: где каждый друг другу прощает, каждый отпускает другого на свободу, каждый дает другому все, что он может дать, и все, что Бог желает дать другому через него. Аминь.»

Поделиться:

Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.