Кто-то сказал: «Милость – это когда мы не получаем то, что заслуживаем, а благодать – когда получаем то, что не заслуживаем». И это абсолютно верные слова.
Исходя из того, что всякий человек грешен, несовершенен, ошибающийся и заблуждающийся в той или иной мере и никого из нас нет абсолютно праведного и святого, то все мы, во-первых, нуждаемся в милостивом и снисходительном отношении абсолютно святого, праведного, совершенного в премудрости, всевидящего и всезнающего Господа Бога к каждому из нас.
У Господа не может быть компромисса ни с каким грехом или любым человеческим несовершенством: ибо если Он такое допустит в Свое присутствие, говоря по-человечески, то Он лишится Своей святости и праведности. Понятно, что такого не может произойти априори, то есть по умолчанию, исходя из неизменяемой и совершенной сущности Всевышнего. Потому никто и никогда не сможет договориться с Вседержителем на любое отступление от установленных Им законов, правил и постановлений.
Но благодарение Всевышнему – да будет прославлено и превознесено Его имя! – частью Его сущности является также и любовь; так и написано: «Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8). Именно из любви к нам несовершенным и ограниченным людям, Он сдерживает приход в нашу жизнь неизбежного воздаяния, которое должно приходить к нам как результат несоблюдения и нарушения Его законов и заповедей, не спешит нас наказывать, и даже во время наказания ограничивает его меру. Мы не получаем того, что справедливо заслуживаем из-за наших грехов, глупостей и отступлений от установленных Им законов и правил – и в этом проявление Его огромной милости к нам, грешным.
Когда человек духовно возрастает и познает все больше святость и совершенство Творца и Господа всего сущего, тогда все больше проникается осознанием своей греховности и несовершенства. И, как следствие, все больше и больше нуждается в милостивом отношении Господа к себе. Именно поэтому псалмы и молитвы человека Божьего Давида исполнены просьбами к Господу о милости. Он понимал, что милость – это первое в чем он нуждается при своем приближении к Всевышнему.
И Господь Бог наполнял и насыщал жизнь Давида Своей милостью. То же Он готов делать по отношению к каждому из нас, постоянно нуждающихся и просящих Его о милости. В наших постоянных просьбах к Вседержителю о милости будет проявляться одно из выражений нищеты нашего духа перед Ним; и – «блаженны нищие духом» (Матфея 5:3).
Однако здесь Иисусом Христом подчеркнуто одно из важнейших условий для получения нами милости от Бога: нам самим должно проявлять милость по отношению к нашим ближним в соответствующих ситуациях! Именно милостивые будут помилованы – утверждает Спаситель.
Однажды жизнь царя Давида была в огромной смертельной опасности: на него восстал один из его сыновей Авессалом, лестью и обманом склонил на свою сторону большую часть народа и решительно намеревался убить своего отца. Давид понимал, что в этом проявляются последствия совершенного им греха. С небольшим количеством верных ему людей он бежал из Иерусалима. И в этот момент, откуда ни возьмись, появился негодный и злой человек Семей и стал самыми отвратительными и грязными словами обзывать и поносить Давида. Давид шел у подножия горы, а Семей находился на ее вершине и оттуда поливал царя грязью из своих уст. Один из военных начальников Давида попросил его: разреши – и я поднимусь к этому негодяю и убью его за такое сквернословие и клеветы в твой адрес. Ведь и по закону Моисееву категорически запрещалось такое отношение к начальствующим и власти. Но Давид очень хорошо осознавал, что в этот момент он более всего нуждался в милости от Господа по отношению к себе, и он боялся каким-то необдуманным поступком лишиться этой милости. Ведь если Всевышний вынесет решение на небесах его помиловать, тогда никакие люди просто не смогут совершить ему какое-то зло. И потому Давид ответил так: «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему. Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» (2-е Царств 16:11-12). Именно так и произошло дальше в жизни Давида: Господь помиловал и спас его и восстановил в силе пошатнувшееся было его правление.
Может быть и в твоей жизни, дорогой читатель, происходят ситуации, которые ты считаешь выражением крайней несправедливости по отношению к тебе, и твоя душа возмущается и требует справедливости, восстановления попранного авторитета, наказания тех, кто причинил тебе зло. Но подумай о том, что ты – грешник перед Богом во многих других случаях и ситуациях, виновен перед Ним по разным позициям и вопросам и достоин наказания многократно. И, может быть, в это время Господь хочет тебя помиловать и отвести от тебя заработанные тобою суды. Но для того, чтобы тебя помиловать, Он должен получить основание в твоем поведении: ты должен проявить милость к своим обидчикам. Поэтому Он посылает их или допускает в твою жизнь, чтобы ты мог их помиловать, чтобы потом в свою очередь быть помилованным Вседержителем.
Некоторые из нас – «большие умники»: вот если мы увидим, что действительно виноваты и нуждаемся в милости от Господа – тогда готовы помиловать других. А если я не вижу и не осознаю себя виноватым и считаю себя праведным и правильным – не буду миловать других, ибо сам не нуждаюсь в милости. Так кажется нам. Но мы не видим, что враг душ человеческих ослепил нас и внушил нам приятную мысль о своей безгрешности, чтобы подвести нас под Божьи суды. Потому не уповай на свою оценку ситуации, а лучше просто и как дитя доверься Господу и проявляй милость, – хотя бы «на всякий случай», – чтобы не лишиться милости от Него. Ибо никто не сможет лишить тебя милости от Господа, кроме тебя самого.
Первым и главным выражением милости является прощение; затем идут: снисхождение, не осуждать, принимать человека таким как он есть, вмещать в свое сердце людей с другими взглядами и пониманиями и другое тому подобное. Апостол Павел писал коринфянам: «Сердце наше расширено; вам не тесно в нас; но в ваших сердцах тесно» (2-е Коринфянам 6:11-12). «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, чтобы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е Коринфянам 9:19-22).
Как-то ученики спросили Иисуса: сколько раз нужно прощать ближнему своему, согрешающему против тебя. Тут же они предложили Учителю вариант ответа, который в их глазах выглядел выражением совершенства: до семи раз! Однако ответ Христа поразил их: «не говорю тебе «до семи», но до семижды семидесяти раз» (Матфея 18:21-22), то есть четыреста девяносто раз!!! Фактически это означало одно: прощать всегда и бесконечно. Именно в такой мере Иисус Христос ожидает от нас милости по отношению к нашим обидчикам.
И тут же Спаситель предложил историю, которая объясняет и дает основание для такого поведения (Матфея 18:23-35). Однажды у царя обнаружился должник, который был должен ему десять тысяч талантов. Талант – это мера веса; обычно в древние времена таким образом считали серебро и золото, и один талант в разных странах и разные времена мог весить от двадцати шести до сорока килограммов. То есть долг этого человека перед царем составил в современном эквиваленте не менее тринадцати миллиардов долларов!!! (В данном случае совершенно неважно как он задолжал царю такую сумму денег.) Естественно, царь потребовал возврата своих денег и приказал судить этого человека и взыскать с него долг.
Царь в этой притче обозначает Господа Бога – Царя всех царей и Господа господствующих. Человек или раб – каждого из нас, людей. Наш долг перед Царем – это размер нашей вины перед Богом вследствие нарушения Его законов и заповедей и неправильного распоряжения всем, что Он нам дал для этой временной земной жизни.
Далее Иисус рассказывает: виновный раб, поняв величину своей проблемы и осознавая, что он никогда не сможет расплатиться перед царем, стал отчаянно умолять о милости и прощении.
Это иллюстрирует осознание человеком своей греховности и молитву покаяния перед Богом, в смирении и сокрушении сердца, прося и уповая только лишь на милость и прощение Вседержителя.
И – о, чудо! – царь умилосердился и простил своему должнику весь его долг!!!
Именно так поступает с кающимся человеком Господь Бог: в страданиях и смерти Христа, непорочного и чистого Агнца Божия, Он Сам принес жертву за наши долги-грехи, и ради Него и во Имя Его дарует нам прощение и свободу, усыновление и жизнь вечную!
Но, к сожалению, этим не оканчивается история, рассказанная Иисусом Христом: прощенный раб, вышедши от царя, тут же на дороге увидел своего давнего должника, которого до этого никак не мог поймать. Поскочивши к нему, он схватил его, стал душить и требовать возвращения долга, который составлял всего лишь сто динариев (серебрянных монет). Должник прощенного раба упал на колени и просил прощения и милости, обещал отдать через некоторое время. Но тот не захотел, а отдал его судьям и посадил в тюрьму.
К нашей беде, точно так часто поступаем мы, прощенные и помилованные Господом. Мы не можем простить наших обидчиков, которые причинили нам утрату, горе, боль, скорбь, обидели или подвели нас. Бывает человек готов простить плохие слова, но никогда не простит финансовый долг. Бывает готов простить материальный ущерб, но не готов простить унижение перед людьми. Бывает готовы простить личное оскорбление, но не готовы простить обиду, нанесенную жене или детям. Бывает можем покрыть все личные обиды, но не готовы простить действия против интересов нашего общества. Бывает прощаем все то, что относится к земной жизни, но не прощаем того, как поступили с нами в церкви. У каждого есть какие-то свои особенно чувствительные пункты, прикосновение и уязвление которых мы считаем непростительных грехом и сами себе в таких случаях даем право на непрощение и воздаяние обидевшим нас.
Весть притчи касается всех нас, во всех случаях и ситуациях, без каких-либо исключений. По крайней мере, Иисус о таковых не говорил. А что говорят те или другие люди, пусть даже верующие в Бога или даже служители церкви, – то это всего лишь слова людей, и они не имеют никакого права оправдывать в каких-то случаях нарушение заповедей Христа.
Обратите внимание на то, что Спаситель говорит нам далее: царю донесли о таком поступке со своим должником прощенного им слуги, и он повелел вернуть его обратно к нему. И далее прозвучали строгие и ужасные слова: разве ты не должен был простить своего должника, когда тебе был прощен такой огромный долг??? И теперь ранее дарованное прощение забирается у тебя и над тобой будет совершен суд по всей законной справедливости и строгости.
Заключил же Иисус Христос Свою притчу такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матфея 18:35). Как понимать эти слова? Я знаю, что они разрывают границы некоторых христианских догматических утверждений и учений, являются для некоторых очень неудобными для истолкования. Но я советую таким образом поступить каждому читающему эти слова: просто и прямо, как дитя, поверить сказанному Иисусом Христом и не стараться упразднить значение этих слов красноречием и многословием в угоду чему-то.
Помиловав и простив нас, Господь Бог ожидает точно такого же поведения от нас во всех случаях и ситуациях нашей жизни. И если Он ради нашего прощения и спасения отдал Свою жизнь, то и мы должны быть готовы также отдать даже свои жизни ради исполнения данной нам заповеди. Фактически, платит цену прощения не виноватый и должник, а прощающий своего обидчика. И никакая причиненная нам обида на земле даже близко не стоит рядом с ценой того долга, который каждый из нас имеет перед Всевышним (сравните: сто динариев и десять тысяч талантов!).
Еще одно замечание: нам не должно быть важно, как ведет себя наш должник: осознает ли он свою вину, просит ли прощения. Чтобы нам быть помилованными – нам нужно быть милующими по-любому. И нет никакого оправдания, чтобы не быть милующим. Посмотрите на Христа на кресте: первые Его слова со креста были следующие: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают!» (Луки 23:34). Никто из распинавших Его пока еще не осознавал содеянного и всей своей вины, а Спаситель уже просил Отца о прощении Своих обидчиков. Разве не так должен поступать каждый Его последователь и ученик?!
Думаю, что Христос достаточно понятно и исчерпывающе объяснил нам необходимость того, чтобы каждый из нас избрал для себя быть в числе милующих и прощающих. Плотскому человеку такая перспектива не нравится и чужда; но в исполнении этой заповеди Иисуса Христа каждый найдет высшее небесное блаженство, то есть истинное счастье.
(Сергей Тупчик, «Размышления».)