ШЕСТЬ ГРЕХОВ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА
(Продолжение 1.)

ТРИЕДИНЫЙ БОГ. Очень важно, рассуждая о ТриЕдином Боге – Отце, Сыне и Духе Святом, не забывать, что мы имеем ввиду не трех Богов, а одного и единого Бога, являющегося нам в Своих трех ипостасях-сущностях. Он как бы поворачивается или обращается к нам то одной, то другой стороной Своей сущности, действует то одним, то другим выражением Своего Божественного Естества, и потому мы в тот момент видим Его именно с такой перспективы или ракурса. Но в то же время Он остается единым и цельным Богом. Поэтому Христос говорил ученикам: «Я и Отец – одно» (Иоанна 10:30); «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18). «Который есть образ Бога невидимого» (Колоссянам 1:15). 

Многие не могут Триединство Бога вместить в свой разум, не хотят согласиться с этим пониманием: они верят в Единого и Единственного Бога и отвергают учение о Троице. Я считаю, что такое понимание среди людей само по себе не является грехом. К примеру: ведь не осуждаем мы учеников начальной школы за непонимание формул из высшей математики (простите меня за такое сравнение, если оно кого-то обижает). Если при этом человек искренно и всем сердцем верит в Бога Авраама, Исаака и Иакова, Творца и Вседержителя и Судью нашего сотворенного Им мира, – он имеет достаточный уровень для того, чтобы быть принятым Господом в Его спасении. Такой верой обладали все признаваемые и почитаемые христианской Церковью праведники Ветхого Завета.

Для меня же, лучшей иллюстрацией Триединого Бога является сам человек, созданный Творцом по Своему образу и подобию, а потому, в первую очередь, триединым: дух, душа и тело. 

О каждой из ипостасей или сущностей человеческой личности можно говорить отдельно, рассматривая именно ее отдельные качества. Например, можно говорить о теле человека, его фигуре, цвете волос или глаз, физическом здоровье, – и при этом совершенно не иметь в виду душу или дух человека. Также можно говорить о душевных качествах человека, таких как способности, интеллект, разум, различные душевные чувствования, – и при этом исключать из сферы внимания телесные и духовные качества личности. Подобно можно говорить о нравственных и моральных качествах человека: его совести, праведности и других характеристиках, – и при этом как бы вынести за скобки физические и душевные его особенности. 

При этом, говоря отдельно о теле, или душе, или духе, мы само собой подразумеваем общую триединую цельность человеческой личности. 

Также часто бывают ситуации, когда мы говорим о каком-то человеке в общем, не детализируя, подразумевая его во всех его трех ипостасях или сущностях в совокупности. 

Подобным образом происходит, когда мы говорим о Боге и рассматриваем стороны Его сущности – Отец, Сын и Дух Святой. (Только не подумайте, что я здесь говорю, что понял или исчерпывающе объяснил тайну триединства Бога, – ни в коем случае! Я полностью даю себе отчет, что вечного и безграничного Бога никто даже из самых великих людей не может и близко познать; что уже говорить обо мне. Я всего лишь надеюсь, что некоторые приведенные мною аналогии помогут открытым, расположенным и желающим сердцам чуть-чуть более ясно увидеть Его очертания, которые все мы в общем видим как «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1-е Коринфянам 13:12).

Что я этим хочу сказать в нашем случае? Только то, что Дух Святой, о Котором говорил Иисус Христос, – это все тот же Единый и Единственный Бог, Который по-особенному пришел и стал действовать на земле и открываться людям после того, как Иисус Христос вознесся на небеса, был там прославлен и начал особенное ходатайственное служение за человечество, восседая на Престоле славы (смотри Откровение 5-я глава). 

Именно поэтому Иисус Христос сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:18,20,23). Говоря о том, что ученикам будет ниспослан Дух Святой, Иисус в то же время говорит, что в Духе Он Сам придет к ним. Даже более: что Он вместе с Отцом придет к каждому человеку, откликающемуся на Божий призыв и принимающему спасение верой, и в сердце такого человека сотворит особенное место Своего пребывания или присутствия – обитель, из-за чего сам человек становится храмом Божиим, то есть местом, где пребывает и живет Сам Бог. «Не знаете ли, что тела́ ваши есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Потому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые есть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20).

Также, когда Иисус Христос заканчивал время Своего пребывания на земле, Он пообещал ученикам, что не оставит их, вернется и будет с ними «во все дни до окончания века» (Матфея 28:20), то есть до конца истории и самого существования нашего мира. Каким образом Иисус сейчас находится со Своими учениками на земле? Каким образом происходит реализация этого обещания или обетования? «Где двое или трое собраны в имя Мое, там Я посреди них» (Матфея 18:20). Ответ на это один: в Духе Святом, или посредством, через Духа Святого. 

О ТриЕдином Боге или Троице можно очень много говорить… Эта тема для человечества неисчерпаема в познании также, как неисчерпаем и непознаваем Тот, о Ком мы имеем право и возможность говорить. «Вседержитель! Мы не постигаем Его» (Иов 37:23). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римлянам 11:33). Кто-то справедливо сказал: «Мы говорим о Боге не потому, что узнали о Нем всё, но только потому, что не говорить о Нем – нельзя». 

Мы же остановимся на следующей мысли и понимании: это Сам Бог в Духе Святом сошел на землю в день Пятидесятницы! В тот день апостолы получили Духа Святого при знамениях – звуке сильного ветра, как бы огненных языках, опустившихся на каждого из них и последующем говорении всех сто двадцати человек, присутствовавших на том собрании, на языках разных народов и национальностей, которые они никогда в жизни не изучали и чаще всего даже и не слышали! Это было началом особенной эры – времени благодати и спасения, дарованным Отцом всего сущего нам, людям, из всех народов и языков, для спасения и усыновления в Церкви Возлюбленного Сына Его Иисуса Христа. 

(Продолжение следует.)

Поделиться:

Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.