Евангелист Лука приводит потрясающие по значению и силе слова Ангелов, сказанные женщинам, пришедшим рано утром ко гробу Христа: «Что вы ищите Живого между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес!» (Луки 24:5-6).
Эти слова актуальны для всех людей и во все времена. Люди склонны смотреть на воскресшего Иисуса Христа так, как они смотрят на все другие исторические персонажи, на значимые личности, которые когда-либо жили на земле. С одной стороны, правильно видеть в Нем реальную историческую личность, ибо Сын Божий принял человеческое тело и жил среди нас как обычный человек; Он был истинным Сыном Человеческим. С другой стороны, в то же самое время, Иисус Христос был истинным Богом, совершившим наше спасение, пострадавшим, умершим и воскресшим для нашего прощения и оправдания. Окончательное утверждение того, что Он для нас совершил, произошло в Его воскресении. Оно же открывает людям вход в вечную жизнь и дарует нетленную и радостную надежду вечной жизни с Ним. Воскресение Христа и последующее за ним через пятьдесят дней сошествие Святого Духа открыло перед людьми новую эру во взаимоотношениях Бога с человечеством.
Но людям свойственно без конца «приземлять» воскресшего Христа, пытаясь ограничить Его своим ограниченным разумом. Они все еще продолжают искать Живого между мертвыми.
Например, люди думают, что Он живет в каких-то особенных местах, в построенных в Его честь зданиях. И потому совершают паломничества в такие места, припадают к камням и целуют их. Но разве можно ограничить Безграничного каким-то зданием? Еще в ветхозаветные времена Господь говорил людям: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это (все существующее) сотворила рука Моя» (Исаии 66:1-2). Потому Соломон, при освящении построенного им иерусалимского храма вполне осознанно в молитве произнес: «Поистине, Богу ли жить на земле?! Небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее этот храм, который я построил» (3-я Царств 8:27).
Нельзя так думать, что мы построим Господу красивый храм и Он будет там жить. А мы будет приходить к Нему туда по воскресениям и праздничным дням, поклоняться, молиться и слушать Его слово, – а потом пойдем оттуда к себе домой, оставив Его в предназначенном Ему месте. И будем жить в своей позацерковной жизни без Его присутствия, греша и преступая Его законы и заповеди, делая то, что нам хочется и нравится, и в то же самое время веруя и признавая Его. Господь Бог в такие религиозные игры с людьми не играет.
В новозаветное время Бог через апостола ясно и определенно говорит верующим в Него людям: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1-е Коринфянам 3:16). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?… Потому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые есть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20). Всякий человек, когда уверует в Господа Иисуса Христа, покается в своих грехах и призовет Его жить в своем сердце – получает Духа Святого и становится храмом Божиим сам по себе. Ты теперь – храм Божий на всяком месте, где находишься, и во всех обстоятельствах. И ничто уже не может отлучить, отделить тебя от любви Божией во Христе Иисусе! (Римлянам 8:38-39).
В понимании этого нам открывается одна из причин, почему был разрушен иерусалимский храм и тем самым было прекращено богослужение в нем: в новозаветное время, вот уже около двух тысяч лет, для Господа нет нужды в рукотворенных храмах, ибо Он творит Себе храм в каждом, всем сердцем уверовавшем в Него, верующем человеке. Об этом говорили и ветхозаветные пророки: «Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Исаии 57:15). Потому апостол Петр призывает верующих: «Сами, как живые камни, устраивайте из себя дом духовный, священство святое» (1-е Петра 2:5).
В отношении же храмовых зданий и других посвященных Богу помещений происходит следующее: если в них собираются и поклоняются Господу люди, которые сами стали храмом Духа Святого, то вместе с ними в такие места приходит Дух Божий и наполняет эти места. Чем больше люди, пришедшие пред лицо Божие, исполнены Духом Святым, тем больше Его присутствие в таком собрании и на таком месте. Если же подобные здания будут заполнены людьми не имеющими Святого Духа и не являющимися храмом Божиим, то в таких местах и не будет присутствия Спасителя и Его Божественного Духа; там будет одна мертвая религия и светская суета, место для экскурсий, а не Божьего присутствия.
Потому никогда не полагайтесь на физические места, камни, здания, не ожидайте от них благодать Божию. Зачем нам искать тот гроб, где Его давно уже нет. Не ищите Живого между мертвыми! Он воскрес!
Не ищите Христа в пышном убранстве храмов и богослужебных помещений, в великолепной архитектуре, – Его нет в этом, Он воскрес! Когда мы восторгаемся тем, что сделали люди, пусть даже во славу Божию, мы восхищаемся делом рук человеческих. Безусловно, всегда приятно видеть реализацию творческого и прочего потенциала, который дал Творец человеку. Но при этом нужно очень остерегаться, чтобы с нами не произошло того, что написано у пророка: «Наполнилась земля его идолами; они поклоняются делу рук своих, что сделали пальцы их. И преклонился человек, и унизился он; и Ты не простишь их» (Исаии 2:8-9). Берегитесь из чего бы то ни было делать для себя идолов: Всевышний ревниво относится к присутствию идолов в человеческой жизни! Когда неверующие и не познавшие живого Бога люди поклоняются различным идолам – это понятно: по-другому и не может быть, такое происходит у них «по умолчанию». Но когда такое начинают практиковать те, кому Спаситель открылся как живой и истинный Бог, то Вседержитель начинает идолов в человеческой жизни ниспровергать и сокрушать; при этом терпят те стороны нашей жизни, которые были связаны с идолопоклонством.
Настоящим убранством и украшением нашего сердечного храма, в котором живет Христос Духом Святым, должны стать ясно присутствующие в нашей жизни плоды Духа: «Любовь, радость, мир, долготерпение, доброта/благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23). А чудесной архитектурой нашего храма должна стать жизнь в исполнении своего предназначения, в соответствии с душевными талантами и духовными дарами, данными каждому из нас Всевышним. Именно этого ожидает наш Спаситель и Господь, когда Он смотрит на нас и нашу жизнь.
Не ищите Воскресшего в пышном и профессионально исполняемом богослужении. Однажды Своему служителю, судье Израиля и пророку Самуилу, Всевышний сказал следующие слова: «Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо (внешнее), а Господь смотрит на сердце» (1-я Царств 16:7). Обратите внимание: Он даже не сказал, что: во-первых, Я смотрю на сердце, а потом, во-вторых, обращаю внимание на внешнее. Вседержитель вообще не смотрит на внешнее! Ему единственно важно сердце поклоняющегося Ему человека! Конечно, если человек всем сердцем поклоняется и славит Господа, то он обязательно сделает все, что может, чтобы на максимально высоком уровне прославить Его. Но – опять же! – все равно для Господа будет важно не внешнее выражение, а состояние сердца поклоняющегося Ему. И потому, самое простое и скромное богослужение может быть преисполнено и переполнено благодатью и благословениями свыше от Господа, в то же время как другое внешне шикарное может приносить лишь удовольствие душам человеческим своей изысканностью, не имея при этом в себе не то что наполнения Духом Святым, а может быть даже там вообще не будет Его присутствия. Не ищите Живого в мертвых самих по себе формах и обрядах!
Не ищите живого Христа в какой-то особенной форме молитвы, ищите соединения с Ним в духе. Как-то Иисус рассказал историю: пришли в храм помолиться Богу фарисей и мытарь. Фарисей молился внешне правильно, по-человечески честно и убедительно: «Боже! Благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, не смея поднять глаз к небу, просил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Спаситель подытожил: мытарь в ответ на свою смиренную молитву был услышан и получил большую благодать от Господа, чем фарисей (Луки 18:9-14). А еще есть проблема не исповеданных и не оставленных человеком грехов: в таких случаях молитва, какой бы внешне правильной она ни была, не будет принята Господом. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отворачивают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Исаии 59:2). Разбойник, висевший рядом с Христом на кресте по правую сторону, в ответ на свою неуклюжую и скромную просьбу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!», – услышал полные любви, прощения и надежды слова: «Теперь же будешь со Мною в раю» (Луки 23:42-43). Не правильную внешнюю форму молитвы принимает Господь, а слова, идущие из глубины смиренного и сокрушенного перед Богом сердца.
Не ищи живого Христа в формальной, списочной принадлежности к той или другой поместной церкви. Ты можешь найти действительно хорошую церковь, с прекрасными Божьими служителями, с чудесным христианским общением, исполненным любовью, с богослужениями, исполненными Духом Святым – и присоединиться к ней формально. При этом будешь радоваться ее радостями, восторгаться при виде дел Божиих, совершающихся в ней, и даже кое в чем принимать участие. И можно в конце концов услышать от Христа такие слова: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:22-23). Внешнее присоединение к церкви может не означать присоединения к невидимой, сокровенной и истинной Вселенской Церкви Господа Иисуса Христа. В таком случае это будет похоже на вступление в сообщество людей по религиозным интересам. При этом я могу получить какие-то бонусы во временной земной жизни: общество приятных, воспитанных и моральных людей, взаимопомощь и другое, – но такое внешнее и формальное присоединение к человеческому христианскому сообществу ничего не даст мне для вечной жизни, не поможет войти мне в вечную жизнь с Иисусом Христом. Присоединение к Единой, Соборной, Апостольской Церкви происходит через покаяние и прощение грехов, принятие Иисуса Христа личным Спасителем и рождение свыше от Духа Святого. И не моя поместная церковь будет виновата, когда Христос меня не примет к себе, а мой формальный и поверхностный подход при присоединении к Его Церкви.
Часто людям проще иметь дело с мертвым Христом, лежащим во гробе, нежели с воскресшим и живым. Мертвому историческому Христу они построят храмы, устроят богослужения, принесут пожертвования, придут и почтят Его в определенные дни и в каких-то ситуациях. Они готовы умастить Его самыми дорогими мастями и укутать самыми дорогими тканями. Когда им нужно, они переложат Его с одного места на другое. Правда, бывает, потом удивляются люди, что Его нет там, куда Его положили. Они готовы даже плакать о Нем; вспоминают, что Он говорил им. Христос какой-то беспомощный в их жизни, мертвый, исторический Христос. Но такой Христос удобен им, Он не создает им проблем в их образе жизни и делах.
Но воскресший и живой Христос – не такой! Он имеет дело ко всему, что происходит в нашей жизни. Он по полному праву Спасителя нашего хочет руководить всей нашей жизнью. Он обличает нас Духом Святым в каждом наше грехе и отступлении. Он хочет вести нас намеченными Им для нас путями. Он не удовлетворяется десятинами и пожертвованиями, требуя всего, что мы получили от Него, и самих нас всецело. Он видит и слышит нас всегда, наблюдая не только внешнее выражение, но и всю глубину внутренней мотивации. Он не спит и не дремлет. Он – истинный и живой Бог!
Если христианин не познал воскресшего и живого Христа, не установил с Ним личные и реальные отношения, то он живет только лишь в духовном могильном склепе – гробе, который называется религией.
Не думайте, что это слово относится к одним христианским конфессиям или деноминациям и не адресовано другим: оно обращено ко всем христианам одинаково. Пусть же каждый при свете Слова Божия и Духа Святого обнаружит свое сердечное состояние и поправит свой сердечный светильник. Ибо все мы ожидаем уже скорого Второго Пришествия Иисуса Христа.
(Сергей Тупчик, «Размышления».)