Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 16 ноября – Деяния 9 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…
9:1-30 История обращения и призвания Савла, который стал широко известным как апостол Павел.
Предыдущая жизнь Павла не была бесполезной в перспективе последующего его призвания. С одной стороны – он был принципиальным гонителем учеников Иисуса Христа и их последователей – только образовавшейся Церкви. С другой стороны, он был прекрасно обученным, убежденным и посвященным последователем и служителем ветхозаветной религии, основанной на Торе и Писаниях. «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я: обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» (Филиппийцам 3:4-6). Вера в Господа Бога Авраама, Исаака и Иакова у него была, и на довольно высоком уровне. Все это ему очень сильно пригодилось при исполнении апостольского служения по многим странам, где всегда ему приходилось свидетельствовать о Христе своим сородичам – евреям, неплохо осведомленным в Священном Писании. Но он не мог согласиться и принять откровение Бога в Иисусе Христе. Господь же видел сердце Павла, знал когда и как коснутся его, чтобы он принял Иисуса. На все у Господа свое время.
Подобное происходит и сегодня: жизнь каждого человека, которого возрождает Господь для Себя Духом Своим Святым, еще до обращения уже включает в себя некоторую подготовку к исполнению призвания, которое должно реализовываться в последующей жизни с Господом. Это нельзя воспринимать поверхностно по-земному, но смотреть по внутренней сути. Например, те, кто были начальниками в мирской жизни, совсем не обязательно призываются Господом быть служителями церкви; но предыдущий житейский опыт очень может быть полезен на том месте, где поставит их Дух Святой в поместной церкви Христа.
Всевышний попустил Павлу некоторое время быть гонителем христиан. Господь всегда достигает многих целей одновременно; так и здесь у Господа было много смысловых целей при допущении этого гонения. Перечислим некоторые из них. (1) Рассеять верующих по Иудее и Самарии и даже дальше, чтобы они там свидетельствовали о Божьем спасении во Христе. Ибо верующим было очень хорошо вместе в Иерусалиме, и они не спешили идти к другим людям. (2) Чтобы через гонения укреплять и углублять личную веру и отношения с Господом у каждого из уверовавших. (3) Через стойкость верующих в сильных гонениях многие из неверующих получают сильное свидетельство о живом Иисусе Христе, сегодня пребывающем с Его детьми. (4) Савлу было допущено много поучаствовать в гонениях на христиан, чтобы потом, когда он сам должен будет переносить их, он и понимал лучше гонителей, и терпеливей к ним относился, и не обижался, ибо даже по-человечески был достоин терпеть гонения сам, ранее так жестоко гнав христиан. Это было некоторого рода подготовкой его к последующему служению.
Когда же личное время для призвания Савла на Божиих часах исполнилось-пришло, тогда Господь явился ему, сокрушая его не только внешне физически, но и внутренне духовно, ослепив Божественным светом. Насколько он был слеп духовно перед этим, прекрасно зная Закон и Писания, настолько ярким светом Божественной правды и истины он был озарен. В жизни людей Господь действует в соответствии с некоторыми закономерностями; имеющий мудрость от Господа увидит и заметит их.
Некоторые говорят о мнимом противоречии между приведенной здесь историей и свидетельством апостола Павла перед евреями в Иерусалиме, Деяния 22:1-21. На самом деле эти два места дополняют друг друга, давая нам более полную картину происшедшего. Господь осветил Савла очень сильным светом с неба, так что он физически ослеп. Эту вспышку света люди, шедшие с Савлом, члены его команды, видели. Далее Господь заговорил с Савлом; голоса Господа, говорившего Савлу, который он слышал очень хорошо, они не слышали вообще. Но они слышали как Савл с кем-то разговаривает; слова Савла, обращенные к этому Некто, они слышали очень хорошо, но Собеседника его не видели, и слов этого собеседника не слышали. Все свидетели происшествия стояли все это время в оцепенении. После окончания разговора Савла с невидимым Собеседником оказалось, что он стал полностью слепым, и попутчики отвели его в Дамаск, куда он и шел, и оставили его там, не в силах ему помочь.
В Дамаске, среди верующих, которых шел гнать Савл, был ученик-христианин Анания. Он был благочестивым, живущим в соответствии с Законом, имел большой авторитет у всех евреев, проживающих в Дамаске. Ему то Господь явился в видении и дал поручение, чтобы он пошел и возложил руки на Савла, помолившись о нем Господу, для его исцеления. Конечно, Господь мог бы сразу после обращения Савла на том же месте и исцелить его, и проблемы у Господа с этим не было. Но у Господа бывают разные мотивы, причины и цели в том, почему Он поступает так или иначе. Нельзя действия Господа загонять под какие-то шаблоны; это духовно-младенческое сектантство, которое не лишает таковых спасения, но держит в узких рамках познания Господа.
Почему Господь решил исцелить Савла через Ананию? Некоторые из объяснений: чтобы Павел ощутил наяву для себя связь с остальной церковь Христа. Чтобы Савл пережил связь в Теле Христа с другими верующими, что он в них нуждается и через них ему дается благодать от Господа. Чтобы у него было некоторое время подумать, поразмыслить и более глубоко и осознанно подойти к моменту своего крещения и принятия решений для последующих коренных изменений в своей жизни. Итак, Савл, а теперь Павел, молился… Сам Господь об этом засвидетельствовал.
С одной стороны видение от Господа было Анании, с другой стороны видение от Господа было Павлу: что у нему придет мужчина по имени Анания, помолится над ним с возложением рук и он получит исцеление от слепоты. Я знаю, что есть такое понимание среди христиан, что видения окончились вместе со смертью апостолов и окончанием апостольского времени в истории церкви. Лично я не придерживаюсь такого мнения и полагаю, что Иисус Христос живет и действует в Своей Церкви одинаково на протяжении всех времен, ибо Он «вчера, сегодня и во веки тот же». На степень проявления Господа среди нас и в нашей жизни влияют несколько основных факторов.
Первое – это наша вера. Я имею в виду не веру в Иисуса как Господа и Спасителя, а веру в возможность совершения Им тех или иных дел, проявления Его сверхъестественной силы в нашей жизни. Если у нас, у верующих, не будет веры во что-то, что Он может делать среди нас или через нас, или даже мы по какой-то причине отвергаем дела Божии в таком выражении, то они и не будут явлены нам. Это не лишит нас спасения и усыновления, но это ограничит диапазон действий Божиих в нашей жизни. Господь, любя нас и снисходя к нам, будет говорить с нами в обозначенном нами диапазоне.
Второе – это жизнь в духе и Духе. То есть, если мы – плотские христиане, которые живем в суете, плотским разумом, потеряли живые и непосредственные постоянные отношения с Господом, – то как могут являться среди нас дела Божии? Они не проявляются «по заказу», они естественно и непосредственно пребывают в жизни у тех, кто живет и пребывает в Его присутствии. (Не путайте с разговорами о Его присутствии. И не путайте с теми, кто на эмоциональном и психологическом уровнях занимаются подделками, совершая духовное мошенничество.)
Третье – нужно жить в русле Его воли по отношению нас. Чудесные проявления Божии совершаются там, где хочет действовать Бог. Если же мы находимся совсем на другом месте, занимаемся совсем другими делами, не находимся в самом русле Божией воли по отношению нас и нашей жизни, – как будут являться в нашей жизни дела Божии?!
Анания все же был «человеком, подобным нам»: он не смог сразу поверить в обращение Савла даже тогда, когда Сам Господь ему сказал об этом. Он искренне выразил свое смущение перед Господом. И Господь не вменил ему это в вину. О, наш любящий и снисходящий к нам Господь! Благодарение и слава Ему за то, что Он именно таков по отношению к нам!
Господь нежно, снисходительно и в то же время твердо подталкивает Ананию все же идти и помолиться над Савлом/Павлом. Со второго раза Анания послушался и пошел. Смотря на жизнь верующих людей и их отношения с Господом, можно сказать, что послушаться Господа со второго раза – это еще высокий духовный уровень. Многие не слушаются уже больше десяти раз, а некоторые – и всю свою жизнь… Они слушаются Господа только тогда и только в том, что входит в их планы и намерения, а также в том, что им нравится. Для таковых Он – Спаситель, но не Господь.
Итак, во время молитвы Анании, Савл получил исцеление, исполнился Святым Духом (здесь можно сказать по-разному: получил рождение свыше через принятие Духа; пережил крещение Духом Святым), и после этого крестился в воде, в соответствии с заповедью Иисуса Христа о крещении по вере.
Восстановившись, Павел стал проповедовать в синагогах Дамаска об Иисусе Христе, что именно Он – обещанный Богом Мессия. Причем он делал это с такой же ревностью, с которой до этого он гнал учеников Иисуса Христа. В синагогах все были в шоке, никто ничего не мог понять. С Павлом спорить было абсолютно бесполезно, потому что Он еще из прошлой жизни знал Писание отлично, быв в числе лучших знатоков его. Теперь, когда ему были открыты духовные глаза и он принял Иисуса, он ясно видел в Писании множество доказательств и объяснений в отношении мессианства Иисуса. Никто ничего не мог противопоставить ему в дискуссиях.
И тогда решили – просто убить его. Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы. Незадолго перед этим со Христом поступили именно так. Его стали выслеживать, чтобы тайно, без суда и следствия, убить; особенно потому что он был в их глазах явным предателем. Но кто-то из доброжелателей сообщил об этом Павлу. И ученики, то есть христиане, глухой ночью, тайно, в корзине спустили его по стене и он спасся бегством. Интересно, как позже Павел оценивал это событие: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2-е Коринфянам 11:30-33). То есть, в тот момент своей жизни он действовал по плоти: по плоти проповедовал, доказывал и спорил в синагогах; а потом по плоти спасался от преследований оппонентов. Это все происходило в состоянии его духовной немощи, незрелости. Хотя в целом все это соответствовало Божьему плану – он не должен был в тот момент закончить свою жизнь как мученик, ибо еще ему предстояло много что сделать. А потому Господь поддержал его в плотском проявлении, которое соответствовало генеральной линии Божьей воли. Позже, когда Господь его взрастил, в подобных ситуациях он поступал совсем по-другому…
Павел пришел в Иерусалим и старался попасть на собрания, которые проходили в то время полуподпольно и подпольно из-за гонений. Но никто не верил в искренность и честность его намерений, в его обращение. И сегодня нам, верующим людям, бывает непросто поверить в некоторые дела Божии…
Тут в повествовании появляется удивительный и замечательный человек Божий Варнава. Он был добрым, всегда расположенным помочь, готовым вытягивать людей из самых сложных духовно ситуаций. Благодаря его пастырскому сердцу мы имеем Евангелие от Марка; об этом поговорим позже. Сейчас же он встретился с Павлом, познакомился, побеседовал, и глазами, просвещенными Духом Святым увидел, что обращение Павла – истинно и неложно, и представил его апостолам и церкви в Иерусалиме.
Павел же, после пережитого им и личного разговора с Господом Иисусом, ничего не боялся. Ему был дан от рождения смелый и сильный характер, а теперь в свидетельстве о Христе это было подкреплено личной встречей с Ним. И он, во время гонений, смело пошел в общество, в котором его знали совершенно другим, где он был до этого в большом авторитете, и стал им свидетельствовать и доказывать об Иисусе, что Он – истинный Христос! И здесь – была победа в спорах, как и в Дамаске, и результат был тот же – угроза жизни и покушения, а обращенных в веру людей практически не было. Потому что потенциально, то есть в будущем, он был призван для служения распространения Евангелия, но еще полномочия для этого не получил. Это похоже как было с Моисеем: оставил дом фараона и пошел освобождать народ Израильский; но Господь отправил его еще на сорок лет в пустыню, и только потом призвал и помазал на служение. Павлу и здесь пришлось спасаться бегством, и ученики ему помогли убежать на родину, в Тарс.
Что с ним в это время происходило? Об этом коротко мы можем прочитать в послании Галатам. «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, — и прославляли за меня Бога» (Галатам 1:15-24).
Из того, что написал сам Павел, мы можем видеть, что из Тарса он ходил в Аравию, то есть в пустыню, там где в свое время пас овец Моисей и где тому явился Господь и призвал на служение. Очень похоже на то, что там в Аравийских пустынях Павел имел опыт общения с Господом, и там он совершилась его зрелость как служителя Божьего, и там он получил помазание на служение – посланничество проповедовать Евангелие язычникам. Думаю, что в некоторых местах своих посланий, говоря о полученных им откровениях от Господа, он имеет ввиду именно то время, когда был в Аравии. Например, слова о Святом Причастии в 1-е Коринфянам 11:23-32; или слова о таинстве устройства Церкви в Ефесянам 2:11-22 и 3:1-12.
Само же начало служения Павла произошло опять же через Варнаву, которых пригласил его в Антиохию, Деяния 11:25…