(Продолжение 39)
Иисус не раз упоминал в Своем учении о суде, ожидающем спасенных Им верующих людей. Сразу же после притчи о десяти девах, вышедших навстречу жениху, которую мы уже рассматривали, идет повествование о талантах, данных господином своим рабам.
«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому – два, иному – один; каждому по его силе. И тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов; ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»“. Сказав это, (Иисус) возгласил: „Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матфея 25:13-30).
Давайте рассмотрим нарисованную Учителем картину. Хозяин и господин имения представляет собой здесь Сына Человеческого – Творца, Господа, Вседержителя и Спасителя нашего мира, и нет никого другого, кого можно поставить на это место.
То, что Спаситель отлучается из Своего дома, означает восхищение Его на небеса – там, после Своих искупительных страданий за грехи мира и славного победоносного воскресения, Иисусу надлежит принять от Отца власть, славу и честь и стать нашим Ходатаем перед Ним, а также приготовить нам место в будущем новом мире. «Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение“. И всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: „Сидящему на престоле и Агнцу – благословение, и честь, и слава, и власть во веки веков» (Откровение 5:12-13). «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Исаия 65:17). «Я иду приготовить место вам» (Иоанна 14:2).
Но перед тем как отлучиться, Господь призывает рабов Своих, что означает верующих в Него, ибо именно они – рабы Его в этом мире, и поручает им Свое имение, разделяя каждому по Своей Божественной премудрости и Своему высшему суверенному решению, учитывая потенциал и силу каждого сотворенного Им раба. И говорит: полученное вами употребите в дело, пустите в оборот во время отмеренных вам дней земной жизни, пока Я вернусь – то есть приду за вами «и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоанна 14:3).
Данные нам таланты – это абсолютно всё, что мы получили от Господа Бога для земных дней своей жизни: большое и маленькое, материальное и духовное, душевные способности и духовные дары. Начиная с того: в какой семье, стране и какой национальности мы родились, наш пол и все личные особенности – всё определено Самим Господом, ибо Он создал каждого из нас в утробе матери и начертал каждому линию судьбы, записав Свои решения в Свою книгу: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я замечательно устроен. Удивительны и чудесны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был втайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели глаза Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалом 138:13-16). Наше здоровье и сила, крепость и красота, разум и интеллект, дарования, образование, семья – супруг и дети, работа, финансы и все-все остальное, находящееся в кругу нашей жизни, – всё это таланты, доверенные нам Господом здесь в управление.
Есть вещи, которые мы получаем от Господа на всю жизнь, а есть то, что дается нам на какое-то время или всего лишь на определенный момент.
Даже если в чем-то с нашей стороны выглядит так, будто мы это заработали или чего-то достигли собственными стараниями, то и здесь все равно без Божьего изволения ничего не могло бы произойти ни на йоту. Ибо есть то, что Господь посылает нам без приложения каких-либо усилий с нашей стороны, и есть то, что Он позволяет нам получить благодаря совершенному труду.
Однако всё, что нам доступно на земле в течение всех наших быстро проходящих дней временного бытия, от малейшего до самого великого, – всем этим Господь позволяет нам пользоваться Вседержитель по Своей всевышней суверенной воле. Мы в своей жизни не можем иметь ничего такого, чего бы Он нам не дал: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Коринфянам 4:7).
Очень важная часть из даруемого Богом для нас – возможности: для реализации своего предназначения, для добрых дел и другое тому подобное. Соломон говорит: «И обратился я и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Екклесиаст 9:11). Определяет характеристики дарованного нам времени и управляет доступными для каждого человека возможностями Господь Бог. Он отворяет двери и затворяет их; возмущает море и устанавливает тишину; открывает источники тех или других благословений и закрывает их, – всё это производит Он, Господь Бог всего творения.
Итак, Господь дает Своим рабам все необходимое и повелевает употребить в дело, пустить в оборот, пока они находятся на дороге в вечную жизнь, проходя отмеренный им участок судьбы, пока пребывают на этой временной земле, в этом временном мире. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал (постоянно приносился)» (Иоанна 15:16). «Благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8-10). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:11-14).
И вот однажды наступает время, когда Хозяин этого мира возвращается, – это Второе Пришествие Христа.
Собрав Свой народ, Вседержитель призывает его к ответу об использовании того, что Он дал каждому во временное владение для земных дней. Этот момент как раз представляет одно из описаний Судилища Христова, где каждый верующий должен будет дать за себя отчет Господу – за прожитые дни и распоряжение всем полученным от Него. «И нет творения, скрытого от Него, но все обнажено и открыто перед глазами Его; Ему дадим отчет» (Евреям 4:13); «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем перед судом Христовым. Ибо написано: „Живу Я, – говорит Господь, – предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога“. Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:10-12). Слова «всякое» и «всякий» подразумевают в первую очередь Его детей.
Подходит первый раб и говорит: «Пять талантов Ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Что значат эти слова? Как на полученные пять талантов приобретаются другие пять?
Это означает, что спасенные люди употребили доверенное им Господом для исполнения предназначения, определенного каждому из них Вседержителем. При достижении целей, намеченных для нас Господом, мы должны задействовать все виды ресурсов, полученные от Всевышнего на время дней земного бытия. Всякий раз, когда человек, используя данное ему Господом, исполняет свое высшее предназначение, происходит конвертация земного временного богатства в небесное, вечное и нетленное. Сколько ресурсов мы употребим для исполнения предназначения, столько и конвертируем в небеса.
Каждому верующему человеку Господом поставлена задача: ВСЁ, что Он нам дал на земле, нужно по возможности максимально КОНВЕРТИРОВАТЬ на небеса. Абсолютно всё: способности, образование, общественное положение, деньги, дом, автомобиль, время, связи и многое другое, большое и малое, материальное и духовное.
Ни один человек не избежит смерти и не будет жить вечно на земле, и никто ничего из материальных земных ценностей не сможет взять с собой в загробную жизнь. Здесь мы странники и пришельцы, временные жители во временном и преходящем мире. Всех нас, всех людей без исключения ожидает вечность. И в течение нашего временного пребывания на земле происходит подготовка каждого из нас к вечной жизни – формирование характера и приобретение личного вечного наследства.
Можно взглянуть на этот же вопрос по-другому: в соответствии с изначальным планом Господа Бога, Творца и Вседержителя, мы являемся прямыми соучастниками процесса творения самих себя для вечной жизни. Кем мы будем в вечности и чем будем там обладать – решается здесь и сейчас, на протяжении коротких дней отмеренного нам земного бытия.
Последний из упомянутых в притче Иисуса Христа рабов во время отчета перед Хозяином возвращает все полученное целым и невредимым. Принцип жизни этого раба выражался в следующем: главное, чтобы не прогулять, не пропить, не испортить данное ему Господином. Подобного мнения придерживаются немало верующих людей: они считают, что основной и достаточный смысл христианской жизни на земле заключается в том, чтобы не грешить, не сообщаться с компаниями развратителей и отступников, постоянно ходить в церковь, вести себя со всех сторон как прилично святым – и на этом всё. Таковые люди, получив прощение грехов и дар Святого Духа, далее, будучи спасенными, живут только для себя. Нет, нет, они не грешат, даже много внимания уделяют личной святости, но при этом беспокоятся лишь о себе, эгоистично пользуясь полученной благодатью и всеми благословениями для устройства собственной жизни. Думаю, что некоторые из них даже немало критикуют других за «недостаточную святость», тех, которые стараются хоть что-то делать для Господина. Послушаешь молитвы таких «святых» –одни бесконечные просьбы: дай, пошли, помоги, благослови, защити, сохрани, исцели, – и всё для себя, для своего земного временного благополучия и счастья.
Но наступит момент истины пред Судилищем Христовым. Будут те, которые принесут пред Божье лицо свою сохраненную, неиспорченную, законсервированную жизнь и скажут: «Вот Тебе Твое». И тут, к своему огромному удивлению, услышат слова, повергающие их в трепет, сокрушение и рыдания: «Лукавый раб и ленивый!» Для себя на земле ты жил, старался обеспечить себе уютное и комфортное существование, не раз просил у Меня помощи и благословений – и Я, по Своей доброте и щедрости, давал их тебе гораздо более необходимого. Почему же ты так и не нашел времени и возможностей, чтобы узнать свое вечное предназначение среди временных дней и хоть в какой-то мере исполнить его?! Всё для себя – и ничего для Меня?! Всё для временной жизни – и ничего для вечной?! «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
Получается, что некоторые верующие люди, подобные рабу, закопавшему и никак не использовавшему данные ему таланты для дел, угодных Господину, – а это означает и для служения ближним, – после восхищения от земли в числе спасенных по вере, в результате оценки, полученной на Судилище Христовом, окажутся выброшенными «во тьму внешнюю».
Кто-то находит данное утверждение несоответствующим каким-то исповедуемым теологическим построениям, другим кажется нелогичным такое действие Господа: сначала восхитить вместе с Церковью, а затем выбросить после Судилища Христова «во тьму внешнюю», – по разным причинам люди не могут вместить эти слова Христа. Я же подхожу к сказанному Господом не с позиции разума или теологии, а со смирением и просьбой об откровении свыше. И верю, и вижу, и понимаю, что именно так и произойдет: после восхищения, представ пред Судилищем, верующие, которые по итогам своей жизни уподобятся рабу, проведшему время в полнейшем эгоизме, будут извергнуты от лица Иисуса Христа «во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». То есть они будут лишены благодати на веки веков остаться в числе детей Божиих.
Итак, Господь определенно говорит нам: извергнутые «во тьму внешнюю» верующие будут выброшены туда не из-за своих грехов, потому что Иисус Христос пострадал за их грехи и даровал им спасение по вере. В этом отношении «дары и призвание Божии непреложны (неизменны, непоколебимы)» (Римлянам 11:29). Эти люди будут осуждены за неисполнение своего предназначения на земле, за то, что не удосужились сделать хотя бы одно из дел, «которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:10). Не за грехи, а за духовную лень, бездеятельность в вопросах, имеющих вечное значение, за бессмысленное существование в течение дней земного бытия. Это очень серьезное предупреждение всем эгоистам и бездельникам из числа спасенных Господом.
(Сергей Тупчик, отрывки из новой книги «Второе Пришествие Христа».)