(Продолжение 68)
СУД ПЕРЕД ВЕЛИКИМ БЕЛЫМ ПРЕСТОЛОМ
Итак, все люди, воскресшие в последнее воскресение, предстанут на суд перед Великим Белым Престолом: «И увидел я Великий Белый Престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть, и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение 20:11-15).
Попробуем дополнить картину последнего суда другими местами из Священного Писания, а также раскрасить ее соответствующими объяснениями и истолкованиями.
ВЕРУЮЩИХ НЕ БУДЕТ В ЧИСЛЕ ПОДСУДИМЫХ. Самое первое, что хочу отметить: на этом суде в качестве подсудимых не будут присутствовать верующие – то есть мудрые девы, которых Христос восхитит в момент прихода за Церковью. А также не будет там и неразумных дев, которые не примут начертание зверя, претерпят мученическую смерть и воскреснут в самом начале Тысячелетнего Царства в первое воскресение. К первым и вторым относится обетование Иисуса Христа: «Верующий в Него не судится»; «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоанна 3:18; 5:24). «На суд не приходит» – означает, что эти люди не попадут в число подсудимых на последнем суде. Этот суд – для всех остальных людей, которые не стали частью Церкви Нового и Ветхого Заветов, не оказались среди мудрых и неразумных дев.
Конечно же, количество людей, воскресших в последнее воскресение, будет исчисляться миллиардами. Их окажется значительно, во много раз больше, чем тех, кто вошел в число Церкви, в том числе и вместе с теми, кто удостоится Первого воскресения. Потому Иисус Христос, говоря о Церкви, сказал: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Луки 12:32). То есть на фоне масс, которые предстанут на суд перед Великим Белым Престолом и описываются как «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков» (Откровение 7:9), круг спасенных в числе Церкви детей Божиих будет выглядеть действительно как «малое стадо».
Но статус спасенных в Церкви, то есть получивших рождение свыше от Бога и ставших детьми Божьими, будет гораздо выше любого другого статуса и позиции кого-либо во всей вечности.
СВЯТЫЕ БУДУТ СУДИТЬ. Далее, апостол Павел пишет верующим людям: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1-е Коринфянам 6:2-3). Что это значит?
Церковь, члены которой являются детьми Божьими, все же будет присутствовать на этом суде перед Великим Белым Престолом, но только с другой стороны: она получит право помогать Господу Богу осуществлять процесс суда.
Возможно, обязанности детей Божиих будут как-то подобны функции присяжных заседателей, которые привлекаются к разбирательству и вынесению приговора в судебной практике нашего мира. При такой форме судопроизводства заключение о виновности подсудимого выносит коллегия присяжных, а меру наказания для признанного виновным устанавливает судья. Так или иначе, но участие спасенных, которые здесь называются святыми, в последнем суде будет реальным и значимым, а не просто формальным или условным.
БУДУТ СУДИМЫ АНГЕЛЫ. Вышеприведенные слова апостола Павла говорят о том, что на последний суд кроме людей явятся также и ангелы. Я думаю, что это будут не буквально все ангелы, но те, которые последовали за сатаною, когда он захотел стать равным Богу и восстал против Всевышнего.
Есть конкретный намек в Писании, что их число составило одну третью часть от всех от начала сотворенных ангелов Божиих: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откровение 12:4).
Сразу после восстания это сообщество бунтовщиков было выброшено из мира, который обычно в Библии называется небом, где пребывает Господь Бог и служащие Ему небесные существа. Об этом моменте Иисус Христос однажды сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Луки 10:18).
Иуда утверждает, что «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, (Господь) сохраняет в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуды 1:6), то есть на суд перед Великим Белым Престолом.
Имеют ли возможность некоторые из этих ангелов спастись? Или все они будут осуждены навеки? Каким образом и на каких основаниях будут рассматриваться их дела? По этому и другим подобным вопросам мы сегодня не имеем никакой конкретной информации, потому что жизнь ангельского мира в настоящее время проходит в недоступных для нас сферах. Но когда мы придем в вечность, нам будет открыто все, что в тех мирах происходило ранее и происходит сейчас, и потому святые окажутся способными судить вместе со Христом.
СУДЬЕЙ БУДЕТ ИИСУС ХРИСТОС. Главным Судьей на суде перед Великим Белым Престолом будет Иисус Христос. Об этом не раз говорится в Священном Писании: «Он (Господь Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31); «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа» (Римлянам 2:16); «Поэтому не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1-е Коринфянам 4:5); «Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судья живых и мертвых» (Деяния 10:42).
Христос есть Тот, Кто суть Сам Бог, являясь образом Бога невидимого: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякого творения» (Колоссянам 1:15); «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Иоанна 1:1-2); Кто является Творцом этого мира: «Им (Иисусом Христом) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – всё Им и для Него создано» (Колоссянам 1:16); «Все через Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Иоанна 1:3); Кто контролирует и держит этот мир в Своей руке, руководя всеми происходящими процессами: «Он есть прежде всего, и все Им стои́т» (Колоссянам 1:17); Кто возлюбил и искупил этот мир от греха Своей жертвой: «В Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» (Колоссянам 1:14); Кто стал Главою Церкви – народа Божьего, рожденных свыше детей Божиих: «Он есть Глава тела – Церкви» (Колоссянам 1:18); Он же в завершение истории этого мира будет и его Судьей: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше этих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат голос Сына Божьего и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в могилах, услышат голос Сына Божьего и выйдут: творившие добро – в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоанна 5:20-29).
ПРИНЦИПЫ СУДА ПЕРЕД ВЕЛИКИМ БЕЛЫМ ПРЕСТОЛОМ
Работы на суде перед Великим Белым Престолом окажется очень много, ибо придется рассмотреть миллиарды человеческих судеб. Но проблемы со временем тогда не будет, потому что уже настанет вечность.
Божья оценка будет абсолютно праведной и справедливой, но в то же время милостивой и милосердной.
Суд будет совершаться на основе жизни по совести и сделанных добрых дел. «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа» (Римлянам 2:12-16).
То есть в тот день любые понятия и верования человеческие окажутся совершенно неважными пред Господом, ибо у всех людей, которые воскреснут в последнее воскресение, они будут неверными, не соответствующими истине. Господь будет производить суд по тем изначальным стандартам, которые Он дает каждому человеку, приходящему для жизни на этой земле, – совесть и согласованное с ней разумное мышление.
Не будет пропущено и обязательно учтется даже самое маленькое доброе дело, как сказал Иисус: «Кто напоит одного из этих малых только чашкой холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матфея 10:42). Насколько же велико в этом милосердие нашего Господа!
О суде перед Великим Белым Престолом Иисус Христос не раз говорил в Своем учении.
«Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а плохое выбросили вон. Так будет при кончине века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матфея 13:47-50).
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“. Тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим – и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим – и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?“ И Царь скажет им в ответ: „Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне“. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня“. Тогда и они скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?“ Тогда скажет им в ответ: „Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне“. И пойдут эти в мучения вечные, а праведники – в жизнь вечную» (Матфея 25:31-46).
Вышеприведенные притчи описывают именно последний суд, завершающий историю человечества в нашем временном мире.
Рассмотрим представленную нам картину подробнее. Что является основным критерием оценки пройденного каждым человеком земного пути? Наличие добрых дел в жизни подсудимых. Обратите внимание: суд перед Великим Белым Престолом проводится не по факту грехов, беззаконий и прочего зла, сделанного людьми в течение прожитой жизни. Решение принимается на основе сделанных и не сделанных добрых дел, которые Господь Бог давал возможность совершать в течение жизни каждому человеку.
Еще одна деталь: перед Божьим судом никто не обманывает и не присваивает себе незаконных заслуг. Оправданные Христом, стоящие по правую сторону, слыша произнесенный в их адрес положительный приговор, недоумевают: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим – и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим – и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» (Матфея 25:37-39). Другими словами, они говорят: «К огромному нашему сожалению, мы Тебя не знали в течение своей земной жизни и не служили Тебе – как мы могли что-то сделать для Тебя?!» Ответ звучит в очень неожиданном ракурсе: «И Царь скажет им в ответ: „Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:40). То есть Царь царей и Господь господствующих утверждает, что Он по Своей суверенной воле принимает решение: засчитать добрые дела, сделанные ими для ближних, как сделанные Ему лично.
Люди оказываются оправданными не за веру, не за правильное представление о Боге и даже не за праведность, а за добрые дела.
Почему так? Потому что Иисус Христос Своими страданиями и смертью заплатил за грехи всего мира и всех людей, принесши совершенную, полную и достаточную жертву искупления.
Если же вы спросите: а как с грехами этих людей? Что с ними произошло? Отвечу просто, хотя для кого-то, может быть, неожиданно: чтобы покрыть и простить грехи этих людей, Иисус Христос вменяет им Свою совершенную жертву. Ибо нет прощения грехов вне жертвы Иисуса Христа. Но за все грехи всего мира Иисусом уже заплачено.
Тогда вопрос: может ли Он так распорядиться? Имеет ли Господь право так поступить? А почему нет??? Возражающим отвечу словами Самого Христа из притчи о работниках: «Разве я не властен в своем делать что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Матфея 20:15).
Также и осуждение на вечное наказание получают не за грехи, а за отсутствие добрых дел!
Безусловно, всякий осужденный за отсутствие добрых дел является в то же время и грешником. Но не за грехи будут осуждены люди и отправлены в место вечного мучения.
Все это означает, что число людей, спасенных от вечного наказания и второй смерти на суде перед Великим Белым Престолом, будет очень большим.
Но стоит здесь еще раз сделать важное замечание: эти спасенные от вечной погибели не войдут в число Церкви Иисуса Христа и детей Божиих, не получат вечного наследства на Новом Небе и Новой Земле. Оправданные на суде станут жителями нового вечного мира, но в этом мире ничего им не будет принадлежать.
Потому как важно всем тем, кого Дух Святой зовет присоединиться к Церкви Иисуса Христа, воспользоваться этим поистине великим приглашением! Это приглашение – не только возможность спасения от суда и погибели, но и удивительнейший и благодатнейший шанс войти в семью Самого Бога, стать Его сыном, получить статус наследника нового вечного мира! «Смотри́те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими! Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии. Но еще не открылось, что́ (какими) будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, каким Он есть» (1-е Иоанна 3:1-2).
Оправданные перед Великим Белым Престолом называются в Откровении 21:24 «спасенными народами», в отличие от детей Божиих. В частности, принадлежащие к их числу не будут иметь права на посещение Нового Иерусалима, потому что туда, в столицу Нового Неба и Новой Земли, смогут войти только дети Божии.
Стоит заметить, что на Новом Небе и Новой Земле приготовлено много и других так называемых «городов», которые будут разделены между детьми Божьими; помните: «возьми в управление десять городов»; «будь над пятью городами» (Луки 19:17,19). Похоже, что в те города будет разрешен доступ спасенным народам, и они будут их жителями.
Вернемся к осужденным перед Великим Белым Престолом. Как видим, они приговорены ко второй смерти и вечному мучению не за совершенные грехи, а за полное отсутствие добрых дел, сделанных по отношению к своим ближним. Другими словами, поставленные Судьей по левую сторону прожили с точки зрения Господа абсолютно бесполезную жизнь, в абсолютном эгоизме, полностью ориентированную на удовлетворение собственных похотей и амбиций, не удосужившись ни на минуту отключить самолюбие и проявить любовь к ближнему. Такая пустая, бесцельная и бессмысленная земная жизнь не представляет вечной ценности и, по решению Божьему, заслуживает вечного осуждения.
(Сергей Тупчик, отрывки из новой книги «Второе Пришествие Христа».)